Пожалуй, самой известной считается история о некоем фронтовике, участнике Великой Отечественной войны. Бывший армейский радист на гражданке занялся радиолюбительством. И однажды, уже в конце 50-х годов, в эфире принял позывные своего друга, тоже радиста… но погибшего на фронте. И услышал его сообщение: их часть попала в окружение, много раненых, требуется артподдержка! После этого, гласит миф, фронтовик-радиолюбитель раздал всю свою аппаратуру, запил и вскоре умер.
Разумеется, никаких научных подтверждений подобным историям найти нельзя. Выловить из радиоэфира, сидя в своей квартире на Земле, сигнал из прошлого так же невозможно, как и сегодня вечером посмотреть по телевизору программу новостей, которую показывали вчера или неделю назад. Разве что их кто-то запишет и снова пустит в эфир. Природа радиосигналов такова, что у сообщения, посланного с радио- и телестанции, есть только два пути:
-
либо оно быстро затухнет в атмосфере, а если хватит мощности, то разок обогнет всю Землю, летя со скоростью света (в этом случае сигнал на приемнике можно будет принять повторно через 1/8 секунды после первого - практически одновременно),
-
либо при определенной длине волны пробьет ионосферу планеты и уйдет в космос, чтобы уже никогда на Землю не вернуться. Возможны частные случаи, когда сигнал возвратится, отразившись от Луны. Но тогда задержка составит всего три секунды, а не 15 лет, как у фронтовика-радиолюбителя.
Однако проблема радиопризраков, или, как еще ее называют, «задержанного радиоэха», все-таки существует. Порой бывает, что через некоторое время после отправки или получения сигнала приемник получает его еще раз, а возможно, и несколько раз. Будто бы кто-то хулиганит в эфире, попугайничает. Это ученые признают, но объяснить не могут.
Кто посылает странные сигналы
Одним из первых феноменом LDE (от англ. - Long Delay Echo - долгая задержка радиоэха) в 1928 году заинтересовался профессор университета Осло (Норвегия) Карл Штермер - серьезный исследователь, известный еще и тем, что первым сумел определить, на какой высоте возникают полярные сияния. Возможно, чуть позднее, когда радиостанции и приемники стали обычным делом, феномена LDE никто бы и не заметил. Его сочли бы каким-нибудь «глюком» в атмосфере. Но в 20-е годы беспроводное радио все еще было чудесной диковинкой, и никто не понимал всех его возможностей. Примерно как сейчас много чудес и нелепостей связывают с генетикой. А тогда великий изобретатель Никола Тесла серьезно утверждал, что с помощью радио можно будет связываться с загробным миром, а летом 1924 года министр обороны США издал приказ, по которому все военные радиостанции страны последние пять минут каждого часа должны ловить в эфире… сигналы с Марса. В то лето Земля и Красная планета сблизились на рекордное расстояние, и американцы всерьез надеялись услышать радиопослания «братьев по разуму».
11 октября 1928 года ученые провели уникальный эксперимент. Доктор Штермер в Осло принимал сигналы экспериментальной радиостанции из Голландии. Схема была такая: сигнал (три точки по азбуке Морзе) - пауза в полминуты - опять сигнал и т. д. Однако в Осло на приемник каждый сигнал приходил дважды. В первой серии экспериментов задержка была на три секунды, во второй - на 4, а потом на разное время от 5 до 18 секунд.
Это противоречит современной физике! И специалисты могли дать этому явлению только одно объяснение. Радиоволна, ушедшая от голландской радиостанции в космос на расстояние нескольких сотен тысяч километров от Земли, отражается от некоего объекта и возвращается назад. Но что это был за объект? Никаких разумных версий!
Есть контакт!
Статья об экспериментах Штермера была опубликована в авторитетном журнале Nature в 1928 году. Позже подобные эксперименты проводили французы, немцы, американцы. Эффект LDE был признан реальностью. Но объяснений ему так и не нашлось. Пока в 1960 году на одном из семинаров Американского национального космического агентства астроном Рональд Брэсуэлл не выступил с оригинальной гипотезой, которую потом поддержал великий советский астрофизик Иосиф Шкловский.
«Предположим, что некая высокоразвитая цивилизация решила поискать братьев по разуму, - говорил Брэсуэлл. - Самый простой способ разослать ко всем звездным системам зонды-разведчики. Такой был отправлен и в Солнечную систему. Следующая задача: найти здесь планету с разумной жизнью. Зонд начинает сканировать эфир, ища электромагнитные волны явно не природного происхождения. В начале XX века земляне изобрели радио и от нашей планеты радиосигналы пошли в космос, которые тут же принял зонд-разведчик. Разумная цивилизация обнаружена, и теперь перед чудом инопланетной технической мысли стоит задача № 3: как сообщить о себе аборигенам. Опять же самый простой способ: принимать сообщения с Земли и с некоторой задержкой отправлять их обратно».
Если фокус с задержкой устраивать регулярно, то самые умные из аборигенов почешут затылки и сообразят: раз в природе такого не бывает, значит, с ними кто-то играет в странные игры. И примутся искать шалуна.
Привет из созвездия Волопаса
Идеи Шкловского и Брэсуэлла развил английский астроном Дункан Лунан. По результатам эксперимента Штермера 1928 года он построил график «номер задержанного сигнала - время задержки». Оказалось, что график здорово напоминает созвездие Волопаса. Ученый сделал вывод: в таком закодированном виде зонд передал землянам, откуда он прибыл. Причем по некоторым особенностям графика Дункан определил, что созвездие Волопаса так выглядело 13 тысяч лет назад. И предположил, что зонд, прибыв в Солнечную систему, сразу же сделал снимок своего родного созвездия, и, значит, он уже 13 тысяч лет находится в нашей системе. Впрочем, были и другие варианты расшифровки результатов эксперимента Штермера. По одному из них, например, получалось, что зонд передал на Землю изображение созвездия Кита.
Искать тайный смысл в результатах экспериментов с LDE пытались многие. Но к общему мнению ученый мир так и не пришел: непонятно даже, несут ли подобные сигналы вообще какой-то смысл. Зато термин «зонд Брэсуэлла», который якобы может летать где-то в окрестностях нашей планеты, у астрофизиков прижился - по-другому объяснить феномен пока не получается. Кстати, специалисты обратили внимание на еще одну его особенность. Наиболее ярко феномен проявляется на радиочастотах, которые человек только начинает использовать. Так было и в 20-е годы, и потом. Как только на определенной частоте начинает работать много станций, радиоэхо исчезает - это тоже говорит в пользу его искусственного происхождения.
Но если «зонд Брэсуэлла» существует, то можно попытаться его разыскать. Первые упоминания о нем появились в середине 60-х годов прошлого века, когда французский астроном Жак Валле объявил об обнаружении неопознанного спутника, который движется в противоположную сторону, чем все запущенные к тому времени СССР и США.
«Этот странный спутник запустить с Земли было бы крайне сложно, поскольку скорость и направление вращения Земли не помогали бы, а мешали аппарату достичь первой космической скорости», - недоумевал ученый.
Впрочем, другие специалисты не смогли ничего обнаружить на указанной Валле орбите. Да и сам он вскоре признал, что больше его не наблюдает.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
А может, он не хочет, чтобы его обнаружили
В СССР, а потом и в России эффектом LDE долгое время интересовался доктор физ.-мат. наук, заведующий лабораторией отдела физики планет Института космических исследований РАН Леонид КСАНФОМАЛИТИ. Самая известная его работа на эту тему «Проблема зондов внешней цивилизации, радиоэхо и гипотеза Брэсуэлла».
- В советские времена был такой контролирующий орган - Главлит, без одобрения которого нельзя было напечатать ни одного материала, - рассказывает Леонид Васильевич, - и там мою статью очень сильно порезали, сократив размышления о том, почему предполагаемый «зонд» до сих пор не обнаружен. Кстати, я не утверждаю, что он существует. Возможно, эффект задержки радиоэха связан с какими-то природными явлениями, о которых мы пока не подозреваем. Например, при определенных условиях в грозу скорость радиоволны может существенно уменьшаться. Но слишком уж много загадочного в этой истории.
Доктор Ксанфомалити передал в редакцию полную рукопись своей статьи, откуда мы решили напечатать несколько отрывков.
-
«…Если Брэсуэлл прав относительно присутствия зонда, можно предположить, что все обстоит гораздо сложнее. Возможно, зонд имеет большое число разведывательных устройств, занятых сбором информации, а то, что мы слышим, есть обрывки связи между ними. Если задержанное радиоэхо и несет смысловую нагрузку, она адресована не нам…
-
…Мы, земляне, уже обладаем техникой, с помощью которой можно было бы его обнаружить и вступить в контакт. Но это проблематично, в случае если зонд такого контакта избегает...
-
…Предположим, что мы и есть создатели зонда, направленного к планете Х. Следует ли устанавливать контакт с цивилизацией, которой предстоит еще многое узнать, но кое-чего она уже добилась? Вероятно, да. Но есть осложнение: на планете Х несколько высокоразвитых держав, причем в некоторых из них раздаются призывы к войне. Не сослужит ли контакт аборигенам дурную службу? Ведь контакт невозможен без обмена информацией. И если положение на планете Х действительно опасное, то единственно правильная
стратегия- не выходить на контакт до поры, когда будет исключена возможность использования полученной аборигенами научно-технической информации в военных целях…
-
…Но, с другой стороны, в деятельности зонда должна быть одна особенность, которую его создатели обязательно адресовали бы цивилизации планеты Х независимо от нежелания вступать с ней в контакт. Ведь эта высшая цивилизация тоже когда-то проходила такой этап развития. И если сейчас цивилизации планеты Х показать, что они не одиноки во Вселенной, это носило бы положительный характер. Аборигены бы поняли, что проблемы военного антагонизма разрешимы, что самоуничтожения человечества можно избежать - есть цивилизации, которые уже прошли этот путь.
Для передачи такой информации нужно совсем немного: излишние эффекты вызвали бы нездоровый ажиотаж. Надо лишь, чтобы деятельность зонда или его информационных устройств должна быть замечена учеными аборигенов и осознана ими. Остальное - дело будущего.
ОЧЕВИДЕЦ
Этот феномен - не выдумка
Сергей ЯЗЕВ, кандидат физ.-мат. наук, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН:
- В 1990 году Минобороны передало нашему институту уникальный радар некогерентного рассеяния, созданный на базе радиолокационной системы «Днепр». Радар излучает огромной мощности радиосигнал, который потом принимают различные станции, и по особенностям задержки и его формы судит о пути и о среде прохождения сигнала. И бывают случаи, когда происходит задержка сигнала на несколько секунд или возникает радиоэхо - все данные зафиксированы. Так что эффект LDE действительно существует. Хотя наши специалисты относятся к этому спокойно, считая, что речь идет лишь о многократных отражениях сигнала между поверхностью Земли и ионосферой.