Считалось, что наиболее целебный сок у молодых берез и у верхушки больших деревьев. Не трогал народ только одинокие березы. Верили, что под ними покоятся души умерших не своей смертью людей, а по их стволам течет не сок, а кровь.
Больных не только поили, но и поливали березовым соком, а женщины умывались им для пущей красоты и молодости. Но перед этим непременно купались в собранной заранее дождевой воде или припасенном хозяевами талом мартовском снеге, который к этому дню, по поверьям, накапливает целительные свойства. Говорили, что боятся болезни его, как соль – воды, воск – огня.
Выходя на улицу в этот день, наблюдательные крестьяне обращали внимание на направление ветра. По поверьям, теплый южный ветер 11 мая приносит с собой здоровье. Люди говорили: «На Иасона ветер тепляк – здоровяк».
Лежачим больным, которые не могли выйти на улицу, помогали знахари: шепча специальный заговор, загоняли южный ветер в ладанку, стоя после полудня на перекрестке дорог. После ее прикладывали к телу больного или вешали ему на шею, веря, что это принесет облегчение, исцелит от лихорадки.
Солнечный день на Иасона вселял надежду на то, что лихорадки отпустят всех болеющих с начала весны.
Принимали знахари на Иасона и больных рожей. Это был лучший день для лечения такой напасти.
11 мая в народе считалось и днем покровителя коров и коз Мамантия.
Говорили: «Святой Мамантий коровам молоко дает». Примечали, что к этому дню увеличиваются надои, потому что буренки уже вдоволь нагулялись на первой сочной травке. Еще одним народным лекарственным средством – парным молоком – потчевали в этот день больных.
Праздник целителей12 мая Церковь чтит память девяти мучеников кизических (христианских святых, проповедовавших в городе Кизик (Малая Азия) и принявших там мученическую смерть): Антипатра, Артемы, Магна, Руфа, Феодота, Фавмасия, Феогнида, Феостиха, Филимона. Эти святые почитались на Руси как избавители от девяти недугов, особенно от оспы. Крестьяне молились им об исцелении от лихорадок, приходили в храм, зажигали свечи перед домашними иконами.
В основе верования о помощи девяти мучеников немощным лежит предание об основанном в их честь монастыре близ Казани. После молитв и служб в святой обители стали в тех краях выздоравливать больные.
Кроме того, святые мученики кизические слыли среди крестьян толкователями сновидений.
В народе день 12 мая считался днем целителей и избавлений от хворей.Утром деревенские знахари приходили к болящим и читали над ними заговоры, в текстах которых упоминались имена девяти святых мучеников. После отправлялись целители в лес за первыми целебными травами: молодой крапивой, мать-и-мачехой, подорожником, свежими веточками, листьями, почками лесных деревьев и кустарников.
Отварами из них в этот день отпаивали больных, а запасенные впрок, они давали здоровье в продолжение года.
Яков Зеведеев13 мая, на день памяти апостола Иакова (Якова) Зеведеева, изгнанные лихорадки, по поверьям, уходили на чужбину. Туда же отправлялись и другие болезни, вышедшие на свет еще с первыми оттепелями. Тощие, изголодавшиеся, они жаждали накинуться на первого встречного человека. Вряд ли кто из крестьян осмеливался в этот день отправиться в путь, не помолившись и не умывшись мартовским снегом.
На Якова знахари продолжали лечить людей. Этот день считался удачным для избавления от глухоты.
В середине мая по-настоящему припекает, прогревает солнце, появляются целебные травы, почки, сок и листья деревьев. Все это шло на пользу больным, которых подкосили уходящие заморозки и весеннее ненастье. Мудрые знахари-травники разумно использовали целебные свойства растений, сочетая их с лечебным воздействием заговоров.
Расправившись с лихорадками, крестьяне с новыми силами были готовы вступить в летнюю деревенскую страду.