» » Экзопланеты

Экзопланеты

Опубликовано: 13-05-2012, 18:17

По полученной информации появилась возможность более точно определить параметры орбиты планеты, которые нужны для понимания внутреннего строения 55 Cancri e.

Проводившие исследование ученые предполагают, что так же можно изучать и другие экзопланеты. Если телескоп Спитцера ранее использовался в первую очередь для изучения "горячих Юпитеров” (газовых гигантов, находящихся на очень близких расстояниях от звезды), то новое поколение орбитальных инструментов, в первую очередь, телескоп им. Джеймса Вебба (НАСА), сможет изучать уже планеты, подобные 55 Cancri e. Их также принято называть "сверхземлями”, поскольку они лишь в несколько раз больше нашей Земли и обладают твердым ядром.

Что мы ищем на экзопланетах?

Наиболее часто приходится слышать ответ - жизнь. Действительно, сверхзадачу подобных исследований можно обозначить и так. Однако не менее интересны чужие планетные системы и потому, что, сравнивая их друг с другой или с нашей собственной, можно понять, как они формировались и есть ли общие закономерности, определяющие этот процесс.

В последнее время, с увеличением числа открытых экзопланет эти исследования вошли в период бурного развития. С 1992 г. найдено уже более 750 планет, если считать только подтвержденные. А благодаря недавно запущенному телескопу "Кеплер” (НАСА), счет скоро может пойти уже на тысячи.

Когда сам процесс "поимки” планет превратился в рутину, просто найти новый объект недостаточно - желательно узнать его характеристики. Таким образом, повышаются требования и к наблюдательным инструментам. Они должны обладать очень высокой чувствительностью, чтобы позволить наблюдать за столь малыми и далекими объектами.

До сих пор изучение экзопланет преподносило сюрпризы, главным из которых был тот факт, что существующие планетные системы оказались не похожи на нашу. Если в Солнечной системе газовые гиганты обращаются вокруг Солнца на внешних орбитах, оставив внутренние для маленьких каменных планет, то в прочих системах дело обстоит совсем не так: очень часто газовые гиганты находятся очень близко к звезде. Таким образом, существовавшие представления об эволюции планетных систем (которые основывались, в общем-то, на одной-единственной Солнечной системе) оказались неверными.

Задача исследования экзопланет обозначена, в частности, в Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу. Согласно этому документу, проект которого был опубликован Роскосмосом, Россия должна заняться исследованием экзопланет в период с 2025 по 2030 г. К сожалению, более подробно эту задачу проект не расписывает, поэтому сейчас не очень понятно, что имеется в виду.

В настоящее время у России нет (и пока не планируется) космических телескопов, нацеленных на подобные задачи, а как показывает мировая практика, история таких инструментов от замысла до воплощения занимает обычно около десяти лет. Возможно, речь идёт о программе с использованием наземных обсерваторий. Однако не следует забывать, что до 2030 года остаётся ещё более 15 лет. За это время и поиск, и изучение экзопланет могут стать обыденным делом. Пожалуй, чтобы оставаться в курсе событий, следует начинать работать уже сейчас.