» » Иркутские ученые бьются над загадкой «светящейся» воды озера Байкал

Иркутские ученые бьются над загадкой «светящейся» воды озера Байкал

Опубликовано: 15-06-2012, 15:54

Открытие на Байкале было случайным, вспоминает Виктор Добрынин. В 80-х годах ученые Иркутского госуниверситета исследовали, до какой глубины солнечный свет проникает в озеро. Оказалось, предел — 450-500 метров. Но поразило другое — необъяснимое свечение байкальской воды. Почти 10 лет иркутский физик вел наблюдения, а потом они прекратились. Два года назад Виктор Добрынин снова взялся за решение научной загадки.

Исследования показывают: практически любая вода является источником света. Но, к примеру, дистиллированная светится слабо. Та, что из-под крана, быстро затухает. А самое интенсивное свечение — в Байкале. Здесь оно может продолжаться и месяц.

Чтобы поймать невидимые глазу световые потоки, используются высокочувствительные приборы, которые создали специально. В лаборатории они находятся в термостате. Туда же помещают и пробы воды.

- На экране компьютера отображается режим измерения во времени. Каждая точка — это интенсивность свечения в течение одной минуты, — говорит ведущий специалист отдела лазерной физики и нанотехнологий физико-технического института НИ ИрГТУ Виктор Добрынин.

Байкал Виктор Добрынин исследовал в разных точках. Выяснилось — Священное озеро светится везде. Причем чем глубже, а там самая прозрачная вода, тем менее интенсивно. Почему так происходит? Одна из гипотез — свечение возникает в процессе химических реакций. Так взаимодействует растворенный кислород с органическими примесями в воде.

- В целом такие исследования проходят в океанах. Там механизм свечения совсем другой. Там это бактерии, какие-то мелкие живые организмы дают достаточно большой фон свечения. На Байкале такого механизма нет. Поэтому здесь механизм несколько другой. И его предстоит еще изучить, — говорит начальник отдела лазерной физики и нанотехнологий физико-технического института НИ ИрГТУ Николай Иванов.

У этих исследований — большие перспективы, уверены в Иркутском техническом университете. Свечение — это своеобразный индикатор чистоты воды. Ученые предлагают установить возле истока Ангары мониторинговую станцию. В режиме онлайн оттуда будут поступать данные о состоянии Байкала.

Категория: Новости / Аномальные явления | Просмотров: 1933