» » На Венере и Марсе нашли следы воды

На Венере и Марсе нашли следы воды

Опубликовано: 23-06-2012, 11:45

На сегодня Венера является одним из наиболее неприветливых с точки зрения человека мест в Солнечной системе, однако ранее здесь, скорее всего, были океаны, которые вполне могли быть обитаемыми, утверждают ученые. Однако специалисты говорят, что океаны здесь были недолго и на самых ранних стадиях существования планеты.

К подобным выводам астрономы пришли, базируясь на информации, переданной европейским орбитальным аппаратом Venus Express, работающим сейчас на орбите вокруг Венеры. На основе информации, переданной этим аппаратом, ученые пришли к выводу, что сейчас Земля и Венера очень непохожи, но в прошлом эти планеты были значительно более близки.

У Земли и Венеры был ряд ключевых сходств, которые делали их одинаково пригодными для возникновения жизни. Планеты, в частности, имели схожую орбиту, размер и массу. "Базовая композиция у планет очень похожа", - говорит Хакан Шведем, научный специалист ЕКА.

Впрочем, сегодня на Венере очень мало воды. Если бы весь водяной пар можно было под давлением сжать и опустить на поверхность планеты, то получилась бы "глобальная лужа" глубиной около 2,5 см. Для сравнения: на Земле эта "глобальная лужа" получилась бы глубиной около 3 км.

И тем не менее, вода на Венере была и ее было немало, уверены астрономы. Правда было это миллиарды лет назад. Со временем Венера потеряла всю хранящуюся здесь воду в космическое пространство через испарения. Жесткое ультрафиолетовое излучение от Солнца буквально выбрасывало молекулы воды за пределы планеты.

Сейчас Venus Express измерил количество водяного пара, уходящего с поверхности Венеры в космос. Сейчас на Венере водорода испаряется в два раза больше, чем кислорода. Напомним, что вода состоит из одного атома кислорода и двух водорода.

"Даже сейчас размеры испарений довольно велики. Все указывает на то, что в прошлом на Венере было очень много воды", - говорит Колин Уилсон из Университета Оксфорда. По его словам, не обязательно на Венере были океаны, не некое подобие водоемов тут очень вероятно. Кроме того, ученые говорят, что атмосфера планеты была насыщена парами воды, а с учетом того, что она хорошо прогревалась Солнцем, все условия для жизни тут могли быть.

Анализ состава метеоритов, сформировавшихся в недрах Марса, позволил ученым выяснить, что они содержат такое же количество молекул воды, что и земная мантия.

Открытие не только меняет понимание геологической истории Красной планеты, но и позволяет по-новому взглянуть на то, каким образом вода попадала на марсианскую поверхность - ведь в в далеком прошлом на нем существовали океаны.

Группа ученых под руководством Фрэнсиса Маккаббина из университета Нью-Мексико (США) исследовала так называемые шерготтиты - редкие метеориты, которые представляют собой кристаллизовавшиеся на поверхности Марса расплавы из его мантии (слоя, находящегося под корой планеты). Эти образцы породы покинули Марс в результате столкновения с другими небесными телами около 2,5 миллионов лет тому назад, после чего их занесло на нашу планету. Спектрометрические исследования подобных метеоритов помогает ученым уяснить геологические процессы, некогда происходившие на Марсе.
Источник марсианских океанов

"Мы проанализировали два метеорита, у каждого из которых своя особая история, - объяснил соавтор опубликованной в журнале Geology статьи Эрик Хойри из Института Карнеги в Вашингтоне. - Материя одного из них была тщательно "перемешана" с другими элементами во время формирования, тогда как другой сохранил свой первоначальную химию. Тем не менее, разница в концентрации воды была минимальной, несмотря на абсолютно разный состав образцов".

По его словам, такой результат предполагает, что вода вошла в состав Марса во время его образования и что запасы воды скрыты во внутренней его структуре. Обнаружилось, что марсианские метеориты содержали в себе от 70 до 300 миллиграмм воды на килограмм породы. По словам ученого, данное значение сопоставимо с содержанием воды в мантии Земли, которое составляет 50-300 миллиграмм на килограмм вещества.

"Существует множество свидетельств в пользу того, что на поверхности Марса существовала жидкая вода, по крайней мере некоторое время. Поэтому возникал парадокс - почему мантия была "сухой" согласно предыдущим оценкам. Наши выводы разрешили эту загадку и позволяют нам предположить, что вода на поверхности Марса могла появиться в основном благодаря вулканической активности", - отметил Хойри, цитирует РИА Новости. "Наша исследование не только объясняет, откуда на Марсе вода, но и раскрывает механизм хранения водорода во всех планетах земного типа при их образовании", - заключает Маккабин.