» » Доисторические животные-2

Доисторические животные-2

Опубликовано: 15-07-2012, 01:37

Эпидексиптерикс
Эпидексиптерикс - "птица с распущенными перьями"
Период существования: Юрский период - около 165 млн. л.н.
Отряд: тероподы
Размеры:
длина - 1 м
высота - 0,5 м
вес - около 4-5 кг.
Питание: насекомые, мелкие ящерицы и живртные.
Эпидексиптерикс - это небольшой динозавр высотой около 60 см и весом до 5-6-и кг, хотя некоторые СМИ и написали всего 160 грамм. То есть животное размером с индюка должна была иметь вес голубя - пожалуй авторы журналистских публикаций не совсем представляли о чем пишут. Динозавр полностью был покрыт перьями, с развитыми на передних конечностях "маховыми" перьями, хотя и не был способен к полету. Некоторые обозреватели же настаивают, эпидексиптерикслетал или хотя бы планировал, но такой вариант выглядит маловероятным, поскольку "маховое" перьев было коротким, а рулевого оперение хвоста вообще не было. Зато эпидексиптерикс мог похвастаться четырьмя очень длинными стричковиднимы (см. реконструкцию) перьями, которые очевидно были только у самцов и выполняли функцию украшения и привлечения самок в брачный период, вроде, домашних петухов. В юрском и меловом периодах мезозойской эры многие ящеротазовые динозавры из группы целурозавров (Coelurosauria) эволюционировали по пути «орнитизации» (оптичивания), то есть приобретения признаков, характерных для птиц. В конце концов одна из эволюционных линий целурозавров «оптичилась» до такой степени, что дала начало настоящим птицам (альтернативная гипотеза, выводящая современных птиц не из динозавров, а из более древних триасовых архозавров, изложена в работах Е. Н. Курочкина, см. ссылки внизу). Китайские палеонтологи в очередной раз порадовали мир интересной находкой, дополняющей наши представления о процессе «оптичивания» динозавров. Находка была сделана во Внутренней Монголии (Северный Китай) и представляет собой хорошо сохранившийся отпечаток скелета с перьями. Радиоизотопная датировка отложений, в которых найден пернатый динозавр, — от 152 до 168 млн лет назад (конец средней или начало поздней юры). Большинство найденных ранее пернатых динозавров и ископаемых птиц жили позже — в меловом периоде, а археоптерикс— в самом конце юры.

Название «эпидексиптерикс» происходит от греческих слов epidexi («показывать», «демонстрировать») и pteryx («перо», «крыло»). По оценке исследователей, эпидексиптерикс весил 164 грамма — меньше, чем другие птицеподобные динозавры. От своих родственников он отличается, прежде всего, коротким хвостом. Длина хвоста составляет 70% длины туловища, тогда как у ближайшего родственника — эпидендрозавра (Epidendrosaurus) — хвост был втрое длиннее туловища.
У эпидексиптерикса всего 16 хвостовых позвонков, причем последние 10 образуют нечто напоминающее пигостиль примитивных птиц, хотя и не сливаются в единое целое (у эпидендрозавра более 40 хвостовых позвонков). К этим 10 позвонкам прочно прикреплялись четыре очень длинных пера, истинную длину которых оценить не удалось, поскольку концы перьев не сохранились. У этих четырех перьев есть центральный стержень и опахало из неветвящихся бородок. Туловище, включая конечности, было покрыто мелкими перьями без стержня, напоминающими пух других динозавров и примитивных птиц. Перьев, пригодных для полета, у эпидексиптерикса не было, и летать он наверняка не мог.
Авторы находки почти не сомневаются, что длинные хвостовые перья служили исключительно «для красоты», то есть для привлечения брачного партнера. Самцы многих современных птиц красуются перед самками длинными хвостовыми перьями, больше ни на что не годными и только мешающими летать, причем самки отдают предпочтение тем женихам, у которых эти перья длиннее. Палеонтологи и раньше предполагали, что у некоторых пернатых динозавров крупные и непригодные для других целей перья могли служить для брачных демонстраций, но такого «явного» случая до сих пор не находили. Кроме того, эпидексиптерикс — самый древний из известных обладателей перьев «для красоты».

Мапузавр (лат. Mapusaurus) — род вымерших ящеротазовых динозавров из семейства Carcharodontosauridae, группы тероподов, живших в меловом периоде (около 99-93 миллионов лет назад), на территории нынешней Южной Америки. Окаменелости теропода были найдены в Аргентине. Впервые описан палеонтологами Р. Кориа и Currie в 2006 году. Представлен одним видом - Mapusaurus roseae. Mapusaurus roseae из позднего сеномана формации Huincul в Рио Лимай был описан 2006 году. Было обнаружено скопление скелетов нескольких разновозрастных особей, длиной от 5 до 12 метров. Вес динозавра мог доходить до 3 тонн. Это животное очень сходно с гиганотозавром, отличаясь более высоким и узким черепом.

Антеозавр (Anteosaurus magnificus - "необычная ранняя рептилия") - самый крупный палеозойский хищник Южной Африки длиной 6 м и весом 600 кг. Это представитель дейноцефалов.

Характеризуется очень длинными клыками и коротким хвостом. У молодых особей череп длинный и низкий, у старых более короткий и высокий.

Антеозавры обитали на Земле в то время, когда в южном полушарии началось сильное оледенение, зимы на юге теперешней Африки 260 млн лет назад стояли сухие и очень холодные. Возможно такое похолодание и было причиной вымирания антеозавров.

Офиакодон (Ophiacodon retroversus) - самый крупный из пеликозавров, длиной до 3,6 м. Обитал в карбоно-пермское время в Канаде и, возможно, в Британии. Обладал мощными челюстями, охотился вероятно на средних по размеру амфибий и крупных членистоногих.

Последние офиакодоны дожили до середины пермского периода, застав даже димтеродонов, и вымерли 270 млн лет назад, вероятно, вследствие изменения климата.

Диметродон (Dimetrodon) - наверное самое известное животное палеозойской эры, найденное в Европе и США. Свою известность диметродон приобрёл благодаря своему "парусу" на спине, с помощью котогоро он, вероятно, регулировал температуру тела. Длина диметродона составляла 3,5 м, вес около 300 кг.

Хищный диметродон обитал в середине пермского периода, как раз в то время, когда климат стал континентальнее и суше, возможно поэтому он и обзавёлся своим парусом. Диметродон принадлёжит к отряду пеликозавров - это довольно примитивная группа рептилий, возникшая ещё в карбоне. Среди пеликозавров попадались и растительноядные животные, причём у некоторых из них тоже были "паруса" как у диметродона.

Категория: Новости / Животные | Просмотров: 4818