» » Марсианский пейзаж или текли ли реки на Марсе

Марсианский пейзаж или текли ли реки на Марсе

Опубликовано: 24-09-2012, 19:36

«Мы точно знаем, что там (на Марсе) по склону возвышенности проходил некий быстрый поток, быть может, даже воды, - утверждал исследователь из компании Malin Space Science Systems Кеннет Эджетт. - Поток этот был таким сильным и бурным, что не всякий спортсмен легко бы мог от него убежать. Думаю, что только водный поток смог бы развивать такую мощную скорость. Полагаю, что это была вода, хотя...»
Его коллега из Института Луны и космических планет в Хьюстоне, Аллан Трайман, выражает своё несогласие с этим мнением: «Думаете, это вода? Хорошо бы, но я в этом не уверен. Конечно же, мы видим следы некоего мощного потока, который каждый сезон изменяется (ширится, углубляется, несколько меняет направление). Но почему это обязательно вода, а не пыль, песок, грунтовая масса или даже углекислота, которой на Марсе в избытке? Вариантов много».

Собственного мнения придерживается Фил Кристенсен из Государственного университета США в Аризоне: «На мой взгляд, это всё же была вода, а не скопление грунтовых масс. Мы на снимках наблюдаем следы чёрного цвета, а чёрной всегда на таких фотоснимках выглядит вода. Поэтому я склоняюсь к сенсации - это вода. А углекислота в этом регионе Марса не смогла бы застыть, так как здесь слишком тепло для этого».
Спор возник, когда учёными NASA в начале августа 2011 года были получены новые снимки поверхности Красной планеты, где исследователи вновь увидели эти самые тёмные полосы - следы неведомых потоков. Их доставили в лабораторию Jet Propulsion, находящуюся в калифорнийском городе Пасадена.

И вот что по этому поводу говорит ведущий специалист космической лаборатории Майкл Хечт: «Сразу же бросается в глаза изменчивость
этих тёмных полос, рассекающих поверхность Марса. Отметим, что следы «течений» или чего бы там ни было появляются весной, а с течением лета расширяются и углубляются. У меня, как и у многих других учёных, сложилась твёрдая убеждённость в том, что эти следы оставляет солёная вода».

РАССОЛ ИЛИ ВОДА?
На Марсе слишком холодно для воды, но против фактов спорить сложно. И откуда же вода взялась? Учёные из лаборатории NASA предполагают, что вода на планете может находиться в подземных источниках или даже в резервуарах. К тому же она чрезмерно солёная, и от этого не замерзает. Выходя на поверхность Марса, вода, напоминающая по консистенции настоящий рассол, как выразились американские учёные, всё же частично испаряется, а частично трансформируется в лёд, но только в верхних её слоях, образуя некую ледовую корку.

А под этой коркой некоторое время продолжается течение потока. В этом потоке находится определённое количество различных грунтовых примесей, которые оставляют на поверхности Марса тёмные следы.

По мнению Нилтона Ренно - участника проекта NASA's Phoenix Mars Lander - источником водного потока может оказаться марсианский лёд, который скрыт под слоями пыли. Затем он покрывается пылью, который временами сдувают марсианские ураганы, а лёд тает на солнце. Там, на крутых склонах планеты, могут образовываться даже селевые потоки. Само наличие воды на Красной планете значительно повышает наши шансы на обнаружение на ней жизни или хотя бы гипотетическую возможность её возникновения.

ЕСТЬ ИЛИ БЫЛА
Достаточное количество современных исследователей по обе стороны океана верят (или хотят верить) в наличие воды на Марсе. Быть может, она там находилась в недавнем или даже в очень далёком прошлом и сохранилась в подземных кладовых в виде льда. Хотя горячие споры о её источниках всё ещё продолжаются.

К примеру, старых водных русел шириной в несколько сотен метров на планете насчитывается несколько сотен. А лёд иногда там растапливается после метеоритных дождей.

Учёные всего мира давно говорили о наличии на Марсе полярных шапок, которые содержат лёд, а не углекислоту, как ранее полагалось. Эти признаки обнаружены с помощью спектрометров орбитального модуля Mars Express. Именно этот полярный лёд и стал основным источником марсианской солёной воды, которую обнаружили американские специалисты.
«Вода могла выпасть в виде дождя на стенки кратера, - говорят некоторые исследователи. - А проливные дожди выпадали на Марс всякий раз после его метеоритной бомбардировки из космоса.

По общему мнению, метеоритные атаки из космоса разогревали Красную планету. Правда, сами метеориты тут же испарялись, вследствие чего испарялся и лёд, поднимая в атмосферу крупные облака грязной водной субстанции, которая затем выпадала в виде мощных ливней, размораживая грунтовые воды, выбрасывавшиеся на поверхность планеты, образовывая течения, которые шли по Марсу мутными селевыми потоками. Всё это и создавало те самые «тёмные следы» на фотографических снимках, которые доставлялись на Землю в распоряжение учёных. Благодаря этим потокам на поверхности Марса возникли глубокие русла рек, рельефные каньоны и прочие загадочные новообразования, над которыми сейчас гадают специалисты.

Метеориты выпадают на Марс и сегодня. Этот факт подтверждается снимками с орбитальных станций и со спутников. К примеру, на одной из фотографий 2003 года отчётливо виден кратер диаметром метров в пятьдесят, не меньше. На другом, более раннем снимке этого же региона Марса, этого кратера уже не видно. Видимо, он ещё не был образован.

По расчётам учёных выходит, что в этот период времени метеорит диаметром с десяток метров попал на поверхность планеты на скорости примерно в 7 километров в секунду. Сила удара по Марсу могла составлять порядка 100 килотонн. Такой удар мог растопить любой ледник. Для сравнения, мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, составляла примерно 20 килотонн. Здесь стоит учитывать, что погодные условия (мороз) на Марсе вполне сопоставимы с морозами на Антарктиде, где текут незамерзающие реки и имеются свои природные озёра.
Учёные уверены, что температура атмосферы на Марсе в прошлом была гораздо выше, чем теперь. Ведь много лет назад и Солнце было на несколько процентов тяжелее и светило ярче почти в два раза, что подтверждено научными фактами. Соответственно, и климат на Марсе был более тёплым, чем теперь. И в те давние времена, как считают учёные, вода существовала на этой планете в своём естественном состоянии.
Сейчас все предположения, гипотезы и фантазии проверяет на месте марсоход «Оппотьюнити». Все прекрасно понимают, как нам важно знать, есть ли вода на Марсе. Это откроет новые горизонты перед человечеством.

Виктор ЖАРОВ