» » Марсоход Curiosity преподносит новые сюрпризы

Марсоход Curiosity преподносит новые сюрпризы

Опубликовано: 21-11-2012, 10:46

«Эти данные могут войти в учебники по истории», — добавил он. Однако ученый отказался говорить о том, что же именно обнаружил Curiosity, ссылаясь на необходимость тщательной проверки полученных данных. Команда марсохода уже один раз попадала в подобную ситуацию. Во время эксперимента по анализу состава атмосферы Марса первые измерения показали присутствие метана. «Мы с самого начала знали, что есть риск привезти на Марс воздух из Флориды (откуда стартовал марсоход). Поэтому мы провели измерения еще раз», — сказал ученый. При повторных измерениях метан исчез. Ранее ученые высказывали надежду, что марсоход Curiosity сможет «увидеть» сложные органические молекулы, указывающие на наличие на Марсе живых организмов.

Двухступенчатая ракета-носитель Atlas V с марсоходом Curiosity была запущена в ноябре 2011 года с мыса Канаверал. После восьмимесячного полета 6 августа 2012 года аппарат успешно совершил посадку в кратере Гейла в южной части Красной планеты, а затем передал на Землю первый цветной снимок Марса.

На борту Curiosity установлены десять научных инструментов общей массой 75 килограммов, которые позволят марсоходу проводить детальные геологические и геохимические исследования, изучать атмосферу и климат планеты, искать воду и ее следы, органические вещества и определять — был ли когда-то Марс пригоден для жизни, и есть ли на нем места, пригодные для жизни на настоящий момент.

Ответы на эти вопросы можно найти, изучая атмосферу планеты, её внутреннее строение, распределение водяного льда и минералов на поверхности и в верхнем слое грунта. Безусловно, мечта исследователей — когда-нибудь самим «пощупать» грунт Марса. По современным предположениям, эту задачу можно выполнить уже в 2020-х годах. Пока же мировые космические агентства работают над технологически менее сложными проектами, которые, однако, своей перспективной целью имеют доставку грунта Красной планеты.

Для России, безусловно, особую роль играет проект ExoMars, соглашение по которому должно быть подписано в ноябре этого года. Однако уже сейчас начались работы по подготовке приборов для первого аппарата в рамках проекта — орбитального Trace Gas Orbiter, запуск которого намечен на 2016 год — по космическим меркам, практически завтра. Аппарат предназначен для детального изучения атмосферы Марса: распределения парниковых газов, аэрозолей, метеорологического мониторинга. Предполагается, что Россия поставит на TGO два прибора из четырех — комплекс спектрометров ACS для зондирования атмосферы и нейтронный детектор FREND, который будет изучать распределение воды в грунте Марса с высоким разрешением.

В первый этап проекта ExoMars также включен демонстрационный посадочный аппарат EDL (Entry, Descent and Landing — отработка входа в атмосферу, спуска и посадки). Ранее предполагалось, что на нём также будут установлены российские приборы, но из-за ограничений по времени от этого пришлось отказаться. Задача аппарата — отработка мягкой посадки, и, хотя он несёт на борту комплекс приборов для изучения атмосферы и погоды на Марсе, из-за ограниченного времени жизни (2-4 дня) назвать его полномасштабным научным аппаратом всё же нельзя.

Второй этап проекта — отправка на планету марсохода Pasteur ("Пастер") в 2018 году. Здесь участие России предполагает, во-первых, предоставление ракеты-носителя «Протон» (он также будет использован для выведения аппаратов с 2016 году); во-вторых, предоставление посадочной платформы, с помощью которой опустится «Пастер» на поверхность планеты; в-третьих, установку двух приборов на марсоход и комплекса научной аппаратуры на посадочную платформу. На «Пастере» будут работать российский инфракрасный спектрометр ISEM и нейтронный детектор АДРОН-РМ. Список приборов, которые будут работать на посадочной платформе, пока открыт для новых предложений.

Марсоходу Curiosity предстоит проработать на Красной планете в районе кратера Гейла один марсианский год (686 земных дней). Этот проект обошелся НАСА в 2,5 миллиарда долларов.

По материалам «Голоса России» и открытых российских источников.