Клад состоит, главным образом, из искусно изготовленных украшений. Поражают оригинальные и редкие формы ювелирных изделий. Например, золотые подвески сделаны в виде крошечных фигурок горного козла. Кроме того, там было девять пар серёг в форме полумесяца, массивный золотой перстень с печаткой, тысячи мелких продолговатых бусинок в форме зёрен риса. Возможно, часть украшений привезена из Египта, потому что напоминают египетские изделия того же периода. В частности, бисер близок к стилю египетских украшений.
Город-государство Мегиддо поддерживал тесные торговые связи с Египтом. Грунт во дворе дома основательно перекопали ещё в древности, вскоре после того, как был спрятан клад. Кто-то, очевидно, пытался найти сокровища, но ему это не удалось. Исследователи надеются, что анализ полотна, в которое были завёрнуты ценные предметы, поможет уточнить сведения о происхождении клада.
ПРОКЛЯТИЯ НА ГОЛОВУ ВРАГА
Селия Санчес Наталиас, научный сотрудник из Университета Сарагосы в Испании, перевела текст, выгравированный на свинцовой пластине примерно 1600 лет назад: «Уничтожь, раздави, умертви, задуши Порцелло и жену его Мауриллу...»
Текст представляет собой обращение к Гекате, богине ночи, подземного царства, мрака и чародейства. Автор призывает зловещую Гекату навлечь все мыслимые бедствия на голову некоего Порцелло, который занимался лечением домашнего скота. Порцелло, имя которого, как ни странно, означает «поросёнок», вызвал такую сильную злобу у своего знакомого, что тот даже заказал или сам составил текст проклятия. В то время верили, что в словах проклятия нужно обязательно точно назвать или описать своего врага. Рядом с текстом сделан рисунок, изображающий Порцелло в виде мумии, на обеих руках которой начертано его имя.
Пластина с проклятиями Порцелло хранится в фондах Музея археологии города Болонья, где находится аналогичный текст с пожеланиями зла римскому сенатору Фисту. Неизвестный недоброжелатель взывал к богине подземного царства: «Раздави, убей Фиста, сенатора, пусть он зачахнет, иссохнет, сгниёт, пусть его члены рассыпятся в прах». Вероятно, для усиления проклятий было принято помещать рядом с текстом изображение самой богини Гекаты с извивающимися змеями в волосах.
МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА ИНКОВ
Был ли в действительности Пачакамак таким местом, куда устремлялись больные и увечные инки, жаждущие чудесного исцеления? Такой вопрос поставили перед собой бельгийские исследователи, которые проводят раскопки на тихоокеанском побережье Перу, в тридцати километрах от Лимы. Археологи вскрыли массовое захоронение, относящееся примерно к тысячному году нашей эры. В погребальной камере длиной около двадцати метров лежит более семидесяти мумий. На скелетах обнаружены следы ранений, кроме того, учёные обратили внимание на признаки тяжёлых болезней у погребённых в этой могиле людей. Необычно высокий процент останков тяжелобольных был уже раньше замечен археологами в Пачакамаке.
Археологические раскопки подтверждают исторические сведения о том, что Пачакамак был таким местом, куда инки приходили в надежде на выздоровление от болезней. Людям, чьи мумии лежали в двадцатиметровой яме, никто уже не мог помочь. Зато им положили в могилу богатые погребальные дары. Археологи извлекли из земли большое количество превосходной керамики, золотые и медные украшения, деревянные погребальные маски, а также скелеты принесённых в жертву собак и морских свинок.
Среди мумий представлены в равных долях мужчины и женщины и все возрастные категории, в том числе мумифицированные младенцы и малолетние дети. Останки двенадцати новорождённых младенцев равномерно разложены по периметру могилы, причём все они обращены головками к середине ямы.
В настоящее время археологи пытаются определить, умерли эти младенцы своей смертью или были принесены в жертву. Учёным предстоит также выяснить, не принадлежали ли погребённые к одному роду, из каких мест они прибыли в Пачакамак, какие причины свели их в могилу.
НАХОДКИ ОПРОВЕРГАЮТ ЛЕГЕНДУ
Коренные исландцы любят повторять, что все они происходят от знатных норвежцев, которые в 874 году приплыли на далёкий остров вместе с Ингольвом Ар-нарсоном. Легенда повествует о том, что Арнарсон выбросил за борт два священ-I ных столба, взятых им из родного дома, и в том месте, где эти столбы прибило к берегу, основал поселение и дал ему название Рейкьявик.
Однако набралось уже немало археологических находок, противоречащих укоренившейся в сознании исландцев легенде. В жилах большинства исландцев вряд ли течёт голубая кровь средневековых норвежских ярлов.
Археологи под руководством Бьяр-ни Эйнарссона начали основательные раскопки в старинном строении. Хижину, вероятно, построили задолго до общепринятой даты заселения Исландии. В период от 770 до 880 года в Хафнире на полуострове Рейкьянес уже стояли жилища первых поселенцев.
Эйнарссон полагает, что это было временное пристанище моряков из Скандинавии и Британии. Мореплаватели преодолевали большое расстояние по бурным волнам Северной Атлантики, чтобы добыть для продажи китовый жир, моржовые клыки, рыбу, птичье мясо и яйца. «Наши находки не подтверждают широко распространённую легенду, согласно которой Исландию заселили длинноволосые норвежские викинги знатного происхождения, которые отправились за море, потерпев поражение в борьбе за власть в родной стране». Может быть, кто-то в Исландии будет сильно разочарован, узнав, что он происходит не от норвежской знати, а, скорее всего, от простых рыбаков и торговцев.
Галина СИДНЕВА
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.