Согласно славянским верованиям, чёрт
существовал задолго до человека, ещё перед сотворением мира. Легенда,
известная на Волыни, повествует о чёрте, который был в своих злых делах
один-одинешенек на весь свет. Это одиночество ему надоело, поэтому он
попросил у Белобога сотворить ему побратима. Белобог позволил бесу
макнуть палец в живую воду и стряхнуть за спину. Из капли должен был
появиться верный товарищ. Жадный чёрт макнул руку по локоть. А когда
стряхнул капли, появилось видимо-невидимо демонов, которых вместе с их
творцом сбросили с неба.
Нечисть летела 40 суток, а как только
Белобог проговорил «Аминь!», демоны навсегда остались там, куда
спрятались в то мгновение: кто – в воде, кто – в лесу, кто – в горах, а
кто – в человеческих жилищах. Соответственно, украинский пантеон демонов
четко разделился на виды: демоны природы (водяные, лесовики, русалки),
демоны семейного очага (домовые), человеческие химеры (упыри,
песиголовцы, ведьмы, черти), призраки (нищие, привидения, трясучие и
другие).
Насколько этому можно верить – каждый
должен решить для себя сам, но необходимо помнить, что черти появлялись и
после. Каким образом? Тут вариантов уйма. Черти могут происходить друг
от друга – они рождаются, как люди, женятся, живут, но не умирают. Кроме
того, славяне полагали что черти нередко вступают в брак с ведьмами.
Увидев пыльный вихрь посреди дороги, наши предки были уверены, что
повстречали бесовскую свадьбу. Считалось, что если в такой вихрь бросить
нож – смерч исчезнет, а на лезвии ножа останется кровь. Кроме того, в
чертей, по народным верованиям, превращаются дети, умершие некрещеными, и
люди, которых прокляли. Ну и, наконец, если закопать в муравейник живую
летучую мышь, то через девять дней она превратится в чёрта.
А вот называли чертей везде по-разному,
при этом остерегаясь упоминать его настоящее имя – дабы не накликать.
Вместо этого употреблялись разнообразнейшие прозвища-эвфемизмы: нежить,
враг, немытик, игрец, окаянный, скаменюшник, осинавец, щезба, щезник и
прочие. Существуют соответствующие названия, характеризующие основные
черты беса в конкретных ситуациях. Скажем, чёрт – адское отродье,
поскольку властитель ада, куцый, так как у него куцый хвост, а еще –
перелесник, лукавый, нечистый, бес.
Внешний вид чёрта так же разнообразен,
как и прозвища – в народном воображении эта одиозная фигура нечистого
мира чаще всего появляется в виде обросшего шерстью существа с хвостом и
рожками. Иногда чёрт может превращаться в животного, по большей части в
барана, иногда он приобретает формы какого-то вычурного существа,
которое больше напоминает обезьянку. Хотя можно найти и описания чертей
как мужчины с крыльями летучей мыши, либо же как мужчины невысокого
роста, с собачьими или куриными ногами, длинноносого и красноглазого.
Довольно часто в описании чёрта
фигурирует хромота, так как черти переломали себе ноги еще до сотворения
человека, когда сонм бесов был сброшен с неба. Вместе с тем, чёрт –
существо полиморфное и выглядеть может практически как угодно. Так,
особо часто черти принимали облик чёрной кошки (отсюда выражение, что
при ссоре пробегает между людьми чёрная кошка, да и вообще ничего
хорошего сие животное, перебежавшее дорогу, не предвещает), реже –
чёрной собаки, змеи, свиньи, волка и прочих чёрных животных.
Могут черти превращаться и в
неодушевлённые предметы – в клубки ниток, в вороха сена, в камни и т.д.
Хотя есть у них и некоторые ограничения: чёрт не может превратиться в
корову, ибо в этом обличье его узнает любая баба. Не дерзают злые духи
прикидываться петухом – солярной птицей, чей крик возвещает пробуждение
солнца и начало нового дня, а также голубями. Точно так же никто не
видал злой нежити в ослиной шкуре.
Живут черти практически везде – в старых
полуразрушенных домах, на старых мельницах, в болотах, в зарослях
бузины, в дуплах деревьев (особенно любят вербу и грушу)… Гнездом чёрта
иногда считают омелу. Кроме того, может находиться и в человеке.
Чертей можно условно разделить на три
категории. Первая – старейшие, мудрые черти. Эти не только особо не
вредят, а и могут помочь – они учат людей кузнечному ремеслу, разжигают
первый огонь, изобретают водку (хотя, конечно, польза весьма
сомнительная), колесо… Именно эти черти создают волков, сорок, зайцев…
Вторая категория – это черти-вредители, основная задача которых всячески
портить жизнь людям – при этом фантазия у них весьма разнообразная: от
мелких пакостей до высушивания человека до смерти. И, наконец, черти,
восстанавливающие справедливость: так, например, существует легенда, по
которой чёрт заставляет своего младшего соплеменника отслужить три года у
бедняка за украденный кусок хлеба.
Вот такие вот они – славянские черти. Герои старых сказок и неотъемлемая часть мира, в котором жили наши предки.