В силу ограниченного числа - 114 глав Корана (сур) ,с тем что у шиитов 
этих сур 115 так как добавленна сура Ан-нурайн(Два светила),которая, 
вводит Али как равного Мухаммаду,для исламского богословия и правовой 
сферы огромное значение играет Сунна – второй после Корана источник 
права и установлений. (примечание-Хадисы - отдельные сообщения о 
различных эпизодах жизни Мухаммада, его высказываниях и сопутствующих 
этому обстоятельствах, переданные устным или письменным путем. Вся 
совокупность хадисов образует Сунну (дословно Суннат Расул Аллах - 
пример посланника Аллаха) и является вторым после Корана источником 
исламской религии и исламского права). В этом смысле слово «хадис» 
приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» 
упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9 в значении рассказа, сообщения.
Значение
 хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не 
только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а 
также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь 
мусульманина.Все сборники хадисов делятся по степени 
достоверности-Достоверные (сахих), Хорошие (хасан), Слабые (заиф).
Суiра
 - арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 
сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 — в Медине. Каждая сура 
состоит из аятов (откровений). 
Количество аятов может быть от 3 до 
286.На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие 
суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается 
не всегда.
Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов 
(басмалы) «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного»), Знатоки Корана и
 Сунны, имеющие право толковать их и выносить на их основе 
религиозно-правовые заключения, обладают огромным влиянием на жизнь 
исламского общества – уммы. 
Сложившаяся в таком виде система 
нормотворчества в исламе сделала данную религию исключительно 
динамичной, постоянно эвлюционирующей, адаптирующейся к 
трансформирующемуся обществу и влияющей на его изменения. 
В силу
 этого и данная статья представляет собою не личные воззрения автора, а 
краткий обзор вышеупомянутого «фикха», т.е. накопленного исламского 
права в отношении сверхъественного мира, изложенного в вышедшей в 
издательстве «Бемут» в Сараево в Боснии и Герцеговине на боснийском 
языке переведенной с арабского книги «Мир джиннов и шайтанов»( Svijet 
dzina i sejtana” Sejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Sebli 
Hanefi. Prijevod Eniz Kozlic "Bemut Sarajevo”) шейха Бадруддина абу 
Абдуллы Омера ибн Абдуллы Шебли Ханафи. 
Этот шейх жил в Дамаске в
 XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но 
самой значительной его работой была «Мир джиннов и шайтанов» 
В 
этой книге шейх Бадруддин приводит строки из работ Абу Касима аль-Ансари
 Кади Абу аль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Абу Аббаса ибн Таймии и 
ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на Коран, так
 и на Сунну суры из Курана. 
Живший на рубеже XIII-XIV вв. шейх 
Абу Аббас ибн Таймия считается основоположником идей исламского 
фундаментализма и до сих пор пользуется авторитетом у современных 
последователей «чистого ислама» или салафизма(Примечание -термин 
Салафийя происходит от выражения aс-салаф ас-салих (праведные предки) 
или просто ас-салаф (предки), так как эпохой "праведных предков" или 
"праведных хплифов" считается время зарождения ислама, от начала 
проповеди Мухаммада и и включая правление первых четырех халифов - Абу 
Бакра, Умара, Усмана и Али до начала расколов общины мусульман). Именно 
Ибн Таймие принадлежат идеи возврата ко времени Мухамеда и его четырех 
праведных халифов, принцип буквального следования Корану и Сунне с 
откахом от любых аллегорических истолкований и осуждения всех 
"нововведений", появившихся в исламской традиции после эпохи "праведных 
халифов". То, что Ибн Таймия в своих работах похвально отзывался о 
авторитете шейха Бадрудина, является достаточно серьезным потверждением 
весомости работ этого шейха. 
Практически все исламские авторы 
подобно шейху Бадруддину считали что существование мира джиннов,не 
должно вызывать сомнения у правоверного» мусульманина. 
Кто такой Иблис-дьявол? Рассмотрев
 мнения других исламских законоучителей, шейх Бадруддин приходит к 
выводу, что большинство из них считает Иблиса джиннном, и лишь немногие -
 мелеком Фигура Иблиса(Примечание -дьявола) в книге «Мир джиннов и 
шайтанов» шейха Бадруддина оцененная им на основе мнений различных 
религиозных авторитетов представляется по-разному,но общим является то, 
что все считают Иблиса джинном и лишь некоторые считают его 
мелеком(Примечание-джинн -бестелесный дух созданный Аллахом из огня и 
обладающий известной самостоятельностью в выборе между Аллахом и 
Иблисом.Мелек-бестелесный дух созданный Аллахом из воздуха и служащий 
ему). Практически все полагают, что Иблис попал на небо и долгое время 
служил Аллаху, к которому попал по мнению одних исламских авторитетов по
 воле последнего, либо по мнению других исламских авторитетов был 
посредником для общения с джиннами на земле, либо по мнению третьих - 
попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов, либо по мнению 
четвертых Иблис как ребенок, вместе с мелеками участвовал в подавлении 
восстания джиннов. Следует заметить что например Шехр б. Хушиб согласно 
уже другой книге «Дьявол – миф и истина» уже современного боснийского 
автора Нияза Омера (Davo – mit i istina”. Niaz Omer. "Preporod” 
"Gracanica”. 2007.) , считал что после восстания джиннов, подавленного 
мелеками, Иблис был как пленник взят на небо,тогда как Са’адб Месу’уд 
считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг
 его. 
Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола 
является то что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира
 на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между 
различными исламскими авторитетами и так в порядке исключения небольшая 
часть исламских улемов(Примечание-исламского духовенства) считала Иблиса
 одним из мелеков, но основная часть улемов, в том числе и Саид 
Кутб(Примечание-Египтянин Саид Кутба (1906-1966), ведущий идеолог 
современного исламского фундаментализма, автор книг «Фи зилал 
аль-Кур'ан» (В тени Кoранa) и «Мaалим-ат-тарик» (Знаки на пути), 
основной теоретик египетской организации «Братья-мусульмане», был казнен
 президентом Египта-Насером) считала Иблиса одним из джиннов. 
Причиной
 падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного
 Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался 
поклониться. 
Что касается самих шайтанов т как пишет шейх 
Бадруддин по мнению Кади Абу шайтаны – это потомки Иблиса. Согласно 
Корану ни Иблис, шайтаны не могут ничем повредить мусульманам, если те 
сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и 
праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех 
людей, которые пошли за демонами и Сатаной. 
Вместе с тем шайтаны
 как правило расматриваются как одни из джиннов, но четкого деления тут 
нет и потому термины шайтанов и джиннов применяются без ясного 
различения. 
При том согласно ряду хадисов существовали джинны, 
принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться 
однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего
 помощь от демонов. 
Так в вышеупомянутой книге Нияза Омера 
«Дьявол – миф и истина» пишется что в хадисе Умара ибн Хаттаба, 
описывается как посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе 
ибн Лакисом ибн Иблисом, который помогал еще Нуху (Примечание-Ною). Этот
 джинн получил прощение от Аллаха и стал «искренним верующим», а затем 
служил целому ряду святых известных из Библии, которых мусульмане 
признали как собственных праведников, дабы в упомянутом хадисе пророк 
Мухаммед благословил этого джинна и научил «некоторым сурам» из Корана. 
Мир
 джиннов исламские авторы описывают по-разному, но общее следующее: 
джинны, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности 
Аллаху в их среде произошло восстание против Аллаха, подавленное 
мелеками. 
Согласно мнению исламских авторов джинны могут жить, 
есть,пит и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать. 
Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том числе 
джинны-христиане и джинны-иудеи и так джинны-мусульмане могут вести 
войну- «джихад» против неверных. 
В книге «Мир джиннов и 
шайтанов» приводится сура «джинн», в которой описывается о том как 
джинны из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь 
посланника Аллаха – Мухаммеда,как и приводятся примеры джиннов, 
принявших ислам. 
В этой же книге говорится о том, что в исламском 
мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не 
только людям, но и джиннам,что подтверждается рядом хадисов,как и 
толкований этих хадисов улемами(Примечание-исламского духовенства). 
Согласно
 шейху Бадруддину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса как и толкования 
Абу-Аббас ибн Теймийи ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, а также строки из 
книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала Исавийех». 
Наконец в 
самом Коране есть целая сура «Эль-джиннн», посвященная джиннам, и 
говорящая, что джинны обязаны слушать пророка Мухаммеда,а такие же 
выводы содержатся в суре «Эль-Акаф». 
В хадисе от Айши,супруги 
Мухаммеда(Примечание редактора-Айша (613–678) – дочь Абу Бакра, 
сподвижника пророка, с 622 – супруга пророка Мухаммада. После смерти 
своей первой жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая, 
также как и Хадиджа, была старше его. Однако она не смогла заменить 
покойную жену, а Мухаммад не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр 
предложил ему жениться на его дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет.
 Ряд исследователей считает, что этот брак (также как и некоторые 
другие) был совершен с политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее 
отцом Абу Бакром означал укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет
 Айша жила в доме Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда
 в Медину, Айша стала супругой пророка.Айша считалась любимой женой 
пророка, так как в отличие от других жен, она имела на него влияние. С 
именем Айши связано большое число хадисов, приведенных в известном 
сборнике хадисов «ас-Сахих» аль-Бухари) приведенном в книге «Мир джиннов
 и шайтанов» и переданного от Муслима и Ахмада, приведенны слова 
Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был 
побежден последним и принял ислам. 
С этим хадисом как пишет шейх
 Бадруддин соглашаются большинство авторов,а имам Ахмед,Мухаммед ибн 
Юсуф Фирьяни и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбал, также добавляют при этом, 
что джинны по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела. 
То
 же самое говорится в хадисе приведенного в книге «Делаил» автора Хафиза
 Абу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бадруддина где также 
приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар» автора Абу Джафара 
Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом 
событии. 
Сам Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где обучал
 их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Муххамад шесть раз 
встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.
 
В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится еще целый ряд 
хадисов о том, что джинны слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и 
сами потом обращали остальных джиннов в ислам и приводятся мнения 
религиозных авторитетов таких как, например, Абу Хузейфе Ишак ибн Бишр 
Курайши, о том что Аллах посылал к джиннам своих посланников из числа 
самих джиннов, которых джинны же и убивали. 
В ряде хадис также 
описывается случай столкновения двух смерчей, после которого осталась 
мертвая змея и в одной из хадис этот джинн был назван мусульманином 
Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с «неверными джиннами». 
Облик джиннов. В
 отношении облика джиннов также существуют различные мнения и так Абу 
Бекр Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» пишет, что джинн не может 
менять облик, но только с помощью магических приемов - «сихра» 
представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем 
облике,что же подтверждает и Коран.Вместе с тем шейх Бадруддин пишет в 
своей книге, что когда враги пророка Мухаммеда совещались в Дору- Недва,
 то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджда. 
В этой же 
книге приводится целый ряд высказываний из хадисов и книг исламских 
религиозных авторов о том, что джинны могут быть и в облике черных псов,
 что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади 
Абу Яла. Часто упоминаются джинны в облике змей, о чем пишут Абу Дунла в
 книге «Мекайиду Шейтан» и Абу Бекр Мухаммед ибн Джафар ибн Сехл Самири 
эль-Хаити в книге «Ховатиф эль-Дженен». 
В то же время в 
описаниях джиннов много недосказанностей и противоречий и так шейх 
Бадруддин пишет что согласно книге «Хаватиф» джинны невидимы 
человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джинны 
видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или
 звероподобных обликах. Согласно исламским авторитетам существуют джинны
 не только в виде собак и змей, но и большее число джиннов, имеющих 
человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев
 и то что они могут летать,как и менять свой облик. 
Так как ни 
один хадис не содержит описания всех видов джиннов,то исходя из того что
 в одном хадисе говориться о джинне ввиде змеи,а в другом о джинне в 
ввиде женщины с огромным ртом, то единственно что их может обьединять 
так это способность менять облик. 
Способности джиннов. Сами
 джинны могут как передвигаться от места к месту так и жить на одном 
месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Абу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн 
Сехла Саммири Эль-Хараити). 
Согласно шейху Бадруддину в 
исламском мире того времени существовало два основных мнения о 
возможностях джинна-одни утверждали, что все джинны едят и пьют, другие 
же отстаивали мнение, что только часть джиннов ест и пьет. 
При 
этом в большинстве хадисов приводятся слова Аллаха о том, что каждая 
кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и 
послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и запретил мусульманам 
чиститься после совершения нужды костями,ибо эти кости по его словам 
предназначаются в пищу джиннам, названным им в обращении к мусульманам 
«вашими братьями». 
Ряд исламских авторов также утверждает, что 
джинны могли жениться на представителях человеческого рода, но от таких 
браков рождались гемафродиты. 
По господствующему в исламе мнению
 брак человека с джинном вполне возможен, хотя для мусульманина 
непозволителен с тем что шейх Бедруддин приводит мнения некоторых 
исламских авторитетов, которые считали, что такие браки все таки 
разрешаются. 
В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится рассказ
 Абу Бакра Курайши о том, как два исламских авторитета Вахб ибн Мунейбин
 и Хасан Аль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который 
являлся толкователем хадисов. При том джинны часто присутствуют при 
исполнении мусульманами различных религиозных обязательств, начиная с 
намаза и хаджа и до дженазы (поминального намаза) и джихада, а также 
обучают людей в ходе исполнения этих обязаностей исламу. Помимо этого в 
благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей искусству
 исцеления от болезней. 
Шейх Бадруддин приводит высказывание ибн
 Абу Дуня о том, что джинны могут совершать намаз,как приводятся мнения и
 других авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за
 которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими
 злые дела. 
Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других 
авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн 
Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джиннам разрешается возглавлять намаз.
 
Категории Джиннов Согласно общепринятому в 
исламе мнению сами джинны делятся на «добрых» и «злых», называемых 
шайтанами. Джинны-мусульмане войдут в Дженнет(Примечание-рай) тогда, 
когда шайтаны во главе с Иблисом(Примечание-дьяволом), престол которого 
находится на море, окруженном змеями, войдут в вечный огонь 
Джехеннема(Примечание-ад). 
В своей книге шейх Бадруддин 
обосновывает это рядом примеров из толкований и хадисов о том, что 
джинны живут в каждом доме, где проживают мусульмане. Это подтверждает и
 Абу Бакр ибн Убейд в книге «Мекайиду Шейтан», причем согласно этому же 
автору, эти джинны защищают мусульман от других джиннов (хадис от Йезида
 ибн Джабира). 
Согласно целому ряду хадисов джинны живут также и
 в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву 
Аллаху. 
Также шейхом Бадруддином приводится хадис от Абу Дауда о
 том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и во 
время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом. 
Убийство
 джинна возможно и в книге «Мир джиннов и шайтанов» приводятся хадисы 
Ибн Абу Мелейкете и Хубейбы о том, как супруга Мухаммеда-Айша приказала 
убить змею, которая была джинном-мусульманином и во искупление греха 
обязана была раздать бедным милостыню согласно одному хадису или 
освободить сорок рабов, согласно другому. По мнению Хубейбы убийство 
джинна в виде змеи разрешалось лишь только по очень веской причине и 
обязательно после трёхкратного её предупреждения. 
Вместе с тем 
джинны могут вредить людям и в книге «Мир джиннов и шайтанов» есть 
строки из книги «Фенун» Ибнул Акила, где в качестве примера приводится 
следующий случай: в доме в Заферийи (под Багдадом) во дворе находился 
колодец, из которого выходили джинны и убивали людей, ночевавших в доме.
 Мусульманин, читавший Коран, остался жив и подружился с джинном, 
выходившим из колодца. Этот джинн, как и все остальные джинны, жившие в 
колодце, являлись мусульманами. Более того, этот мусульманин спас джинна
 от смерти тем, что откупился от человека, который хотел поймать змею, в
 образе которой находился джинн. 
Понятие сихра и защита от сихра Таким
 образом согласно мнению исламских авторитетов правоверный мусульманин 
должен быть защищен от джиннов и согласно хадису Убейта ибн Кааба, 
переданного Абу Касимом Табарани и приведенного в книге шейха Бедруддина
 от шайтанов защищает аят из суры Аль-Бакара, а также защиту от шайтанов
 обеспечивает чтение ряда сур Корана. 
Разумеется сама магия- 
«сихр» мусульманину нынешним исламским духовенством не разрешена, однако
 тут мнения исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх 
Бадруддин согласно ряду хадисов и самому Корану Аллах послал в Вавилон 
двух мелеков(Примечание-духи созданные Аллахом из воздуха и часто 
ассоциируемые с ангелами в христианстве) – Харуна и Марута, которые 
согласно одним хадисам научили сихру неверных, а по другим – 
предупреждали об опасности от сихра. 
Исторически согласно работе
 «Дьявол – миф и истина» понятие «сихра» признается большинством 
исламских религиозных авторитетов, такими как Фархудин эр Рази, Ибн 
Фарис, Уль Муджемул-Весит, Аль Азхари, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме 
Аль-Макдиси, Ибн-уль Кайим. 
Так, согласно хадису, записанному 
Акрамом от Ибн Аббаса, «сихр» возник в египетском селе Аль-Ферема и 
отрицание существования «сихра» является «уходом из веры».Таким образом 
все вышеуказанное может быть истолкованно теми или иными мусульманами 
что раз отношения джиннов и людей строяться на условно говоря 
равноправной основе и соответственно коли джинны «де-факто» могут быть 
частью мусульманской уммы(Примечание-сообщества мусульман) и правоверным
 мусульманам разрешенно принимать помощь от джиннов, то можно 
предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих 
мусульман могут и просить джиннов о подобной помощи. 
В книге 
«Мир джиннов и шайтанов» шейх Бадруддин как раз и описывает,то как те 
кто занимается «сихром» или «ширк», часто составляют послания 
«амайлийи», в которых пишут то что «шайтанам мило»,и последние взамен 
оказывают этим людям услуги, например, находят источники воды, переносят
 их по воздуху,а также предоставляют этим людям материальные блага 
других людей и тому подобное ...
Известно и помимо данного труда 
что существует достаточно широкораспространенная практика в исламском 
мире,в том числе в Боснии и на Кавказе,изготовления различных записок 
предназначенных для защиты того кто обращается к помощи различных 
«делателей» сихра,изготовления различных напитков предназначенных для 
привлечения симпатий того или иного лица либо наоборот для нанесения 
ущерба ему,как наконец и практика ритуалов,например с использованием 
свеч. по уничтожению той или иной личности на расстоянии. 
По 
мнениям исламских авторитетов и хадисам, приведенным шейхом Бедруддином,
 джинн мог вселиться в человека, оказавшегося целью ритуала «сихра» и 
так им приводится аят «Аль-Бакара», согласно которому шайтаны могут 
входить в тело человека. 
В силу этого мусульманину разрешается 
проповедь ислама или упоминание имени Аллаха при изгнании джиннов из тел
 людей, но вместе с тем запрещается изгонять джиннов из людей с помощью 
самих же джиннов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но 
рассматривается как грех. 
Сами исламские религиозные авторитеты 
предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джиннов.в
 первую очередь от шайтанов и шейхом Бадруддином в его книге приводятся 
строки из книги «Мекайиду-шайтан», где описывается джинн Суула в женском
 облике, поедающий людей, причем этот джинн также согласно 
«Мекайиду-шайтан» "читал даават", т.е. занимался проповедью ислама. 
Как
 защиту от шайтанов этими исламскими авторитетами рекомендуется чтение 
определеной суры или аята. Например, шейх Бадруддина приводит случай, 
когда ночной джинн Гул в женском облике прочитала схватившему её 
мусульманину аят "Курсий" (Святой) как защиту от джиннов, а в книге 
«Аджааиб» автора Абдурахмана ибн Мунзура приводится пример когда аят из 
суры "Имран" защитил мусульманина от шайтанов. 
Сам шейх 
Бедруддин писал, что от джиннов защищает обращение к Аллаху и упоминание
 его имени, чтение суры «муаввизетейн», чтение суры «Курсий», чтение 
всей суры «Аль-Бакара» либо двух её последних аятов, заучивание наизусть
 части суры «Ха-мим-Аль-муумин», чтение исламского символа веры - 
шахады. 
История оккультизма в исламе В силу всего
 вышеуказанного неудивительно что в исламе появление различных 
оккультных движений было достаточно привычным явлением.Самой 
показательной тут была религиозная практика шиитов у которых, в отличии 
от сунитского ислама духовному сословию (Примечание-аятоллам, т.е. 
буквально "слову Аллаха") было разрешенно толковать Корана и хадисы 
сообразно с собственным мнением и эти их частные мнения становились для 
остальной шиитской общины религиозными правилами. 
Да и сам 
принцип «иджитихада», т.е. выработки новых религиозно-правовых 
установлений у шиитов продолжал достаточно свободно истолковываться в 
отличие от суннитских улемов, опирающихся как правило на Коран и хадисы,
 равно как и на соложившийся корпус ранее принятых фетв - 
религиозно-правовых заключений и установлений. полагающейся, как 
правило, на установившиеся мнения авторитетных в прошлом алимов. 
Например,
 именно с шиитской династией Убейдаллы, провозгласившего своим предком 
Исмаила, потомка Фатимы, и захватившего власть в Египте,связанно 
появление секты исмаилитов. 
Исмаилитом был и знаменитый "Старец 
горы"-Хасан ибн Саббах создавший орден ассасинов с центром в замке 
Алавут у города Казвин на севере Ирана(Примечание-Ассасины (хашашины, 
хашишины,хассасин, гашишин; от араб. хашиши, мн. ч. хашишийа или 
хашишийун— «употребляющий хашиш»— наименование, под которым получили 
широкую известность в Средние века и в настоящее время 
исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с 
комплексом расхожих представлений о низаритах как о террористической 
секте, члены которой, одурманенные наркотиком фанатики, совершают 
многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Уничтожена 
монголами в 1258 г.). Управляемый "Каирской ложей" орден ассасинов 
представлял из себя закрытую секту в которой стали практиковаться 
различные ритуалы берущие корни в языческих мистериях и носившие 
согласно мнениям современиков-оккультный характер.По большому счету сами
 языческие мистерии и преследовали оккультные цели,по крайней мере если 
эти мистерии оценивать на основании мнения православного богословия. 
Сам
 Хасан ибн Саббах был прежде всего духовным лидером созданной им 
религиозной общины-ассасинов и одновременно являвшийся командующим 
мощной военной силы ассасин готовых убивать по первому его знаку. 
Вряд
 ли влияние гашиша постояно упоминаемое в книгах об ассасинах могло 
обьяснить сознательную их самопожертвеность,ибо ныне и более тяжелые 
наркотики подобной самоотвержености не вызывают.Так же безосновательны 
обьяснения об организации какого то якобы обмана когда кандидата 
напаивали вином и отводили между невольниц "Старца с горы" как якобы в 
рай. Вряд ли бы какая нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или
 сами ассасины в междуусобном общении не выяснили факт такого обмана и 
тем самым очевидно что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью 
контролировать поведение и сами души своих ассасинов,иначе вряд ли бы 
они столь самоотверженно умирали.Очевидно что подобное умение могло было
 быть им полученно только в «Каирской ложе»,где он и прошел инициацию. 
Однако
 подобная практика была вовсе не специфична для исмаэлитов или только 
для одних шиитов. В сунитском исламе существование схожей практики можно
 отметить в суфийских братствах "тарикатах", известных в Европе как 
дервишские ордена. 
Сикх сегодня Разумеется все 
это является ныне историческим прошлым. Однако и в современном исламском
 мире до настоящего дня можно встретить ритуалы "изгнания джиннов" из 
больных посредством ритуалов, описанных в том числе и в книге шейха 
Бадруддина. Неслучайно элементом реисламизации боснийских мусульман стал
 перевод и переиздания теологических работ по "исламской демонологии" 
или точнее говоря "исламскому джинноведению". И хотя современный 
салафизм многие считают своего рода «исламским пуританством», крайне 
рационалистической идеологией, подозрительной к любым мистическим 
аспектам и поискам, но идейные основатели этого течения, такие как Ибн 
Таймия не ставили под сомнение основы «исламского джинноведения». 
Интересно,
 что отличное от христианского представление о сверхъестественных 
существах облегчает адаптацию современных суггестивных техник 
последователями исламского фундаментализма.