В силу ограниченного числа - 114 глав Корана (сур) ,с тем что у шиитов
этих сур 115 так как добавленна сура Ан-нурайн(Два светила),которая,
вводит Али как равного Мухаммаду,для исламского богословия и правовой
сферы огромное значение играет Сунна – второй после Корана источник
права и установлений. (примечание-Хадисы - отдельные сообщения о
различных эпизодах жизни Мухаммада, его высказываниях и сопутствующих
этому обстоятельствах, переданные устным или письменным путем. Вся
совокупность хадисов образует Сунну (дословно Суннат Расул Аллах -
пример посланника Аллаха) и является вторым после Корана источником
исламской религии и исламского права). В этом смысле слово «хадис»
приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис»
упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9 в значении рассказа, сообщения.
Значение
хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не
только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а
также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь
мусульманина.Все сборники хадисов делятся по степени
достоверности-Достоверные (сахих), Хорошие (хасан), Слабые (заиф).
Суiра
- арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114
сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 — в Медине. Каждая сура
состоит из аятов (откровений).
Количество аятов может быть от 3 до
286.На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие
суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается
не всегда.
Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов
(басмалы) «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного»), Знатоки Корана и
Сунны, имеющие право толковать их и выносить на их основе
религиозно-правовые заключения, обладают огромным влиянием на жизнь
исламского общества – уммы.
Сложившаяся в таком виде система
нормотворчества в исламе сделала данную религию исключительно
динамичной, постоянно эвлюционирующей, адаптирующейся к
трансформирующемуся обществу и влияющей на его изменения.
В силу
этого и данная статья представляет собою не личные воззрения автора, а
краткий обзор вышеупомянутого «фикха», т.е. накопленного исламского
права в отношении сверхъественного мира, изложенного в вышедшей в
издательстве «Бемут» в Сараево в Боснии и Герцеговине на боснийском
языке переведенной с арабского книги «Мир джиннов и шайтанов»( Svijet
dzina i sejtana” Sejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Sebli
Hanefi. Prijevod Eniz Kozlic "Bemut Sarajevo”) шейха Бадруддина абу
Абдуллы Омера ибн Абдуллы Шебли Ханафи.
Этот шейх жил в Дамаске в
XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но
самой значительной его работой была «Мир джиннов и шайтанов»
В
этой книге шейх Бадруддин приводит строки из работ Абу Касима аль-Ансари
Кади Абу аль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Абу Аббаса ибн Таймии и
ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на Коран, так
и на Сунну суры из Курана.
Живший на рубеже XIII-XIV вв. шейх
Абу Аббас ибн Таймия считается основоположником идей исламского
фундаментализма и до сих пор пользуется авторитетом у современных
последователей «чистого ислама» или салафизма(Примечание -термин
Салафийя происходит от выражения aс-салаф ас-салих (праведные предки)
или просто ас-салаф (предки), так как эпохой "праведных предков" или
"праведных хплифов" считается время зарождения ислама, от начала
проповеди Мухаммада и и включая правление первых четырех халифов - Абу
Бакра, Умара, Усмана и Али до начала расколов общины мусульман). Именно
Ибн Таймие принадлежат идеи возврата ко времени Мухамеда и его четырех
праведных халифов, принцип буквального следования Корану и Сунне с
откахом от любых аллегорических истолкований и осуждения всех
"нововведений", появившихся в исламской традиции после эпохи "праведных
халифов". То, что Ибн Таймия в своих работах похвально отзывался о
авторитете шейха Бадрудина, является достаточно серьезным потверждением
весомости работ этого шейха.
Практически все исламские авторы
подобно шейху Бадруддину считали что существование мира джиннов,не
должно вызывать сомнения у правоверного» мусульманина.
Кто такой Иблис-дьявол? Рассмотрев
мнения других исламских законоучителей, шейх Бадруддин приходит к
выводу, что большинство из них считает Иблиса джиннном, и лишь немногие -
мелеком Фигура Иблиса(Примечание -дьявола) в книге «Мир джиннов и
шайтанов» шейха Бадруддина оцененная им на основе мнений различных
религиозных авторитетов представляется по-разному,но общим является то,
что все считают Иблиса джинном и лишь некоторые считают его
мелеком(Примечание-джинн -бестелесный дух созданный Аллахом из огня и
обладающий известной самостоятельностью в выборе между Аллахом и
Иблисом.Мелек-бестелесный дух созданный Аллахом из воздуха и служащий
ему). Практически все полагают, что Иблис попал на небо и долгое время
служил Аллаху, к которому попал по мнению одних исламских авторитетов по
воле последнего, либо по мнению других исламских авторитетов был
посредником для общения с джиннами на земле, либо по мнению третьих -
попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов, либо по мнению
четвертых Иблис как ребенок, вместе с мелеками участвовал в подавлении
восстания джиннов. Следует заметить что например Шехр б. Хушиб согласно
уже другой книге «Дьявол – миф и истина» уже современного боснийского
автора Нияза Омера (Davo – mit i istina”. Niaz Omer. "Preporod”
"Gracanica”. 2007.) , считал что после восстания джиннов, подавленного
мелеками, Иблис был как пленник взят на небо,тогда как Са’адб Месу’уд
считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг
его.
Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола
является то что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира
на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между
различными исламскими авторитетами и так в порядке исключения небольшая
часть исламских улемов(Примечание-исламского духовенства) считала Иблиса
одним из мелеков, но основная часть улемов, в том числе и Саид
Кутб(Примечание-Египтянин Саид Кутба (1906-1966), ведущий идеолог
современного исламского фундаментализма, автор книг «Фи зилал
аль-Кур'ан» (В тени Кoранa) и «Мaалим-ат-тарик» (Знаки на пути),
основной теоретик египетской организации «Братья-мусульмане», был казнен
президентом Египта-Насером) считала Иблиса одним из джиннов.
Причиной
падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного
Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался
поклониться.
Что касается самих шайтанов т как пишет шейх
Бадруддин по мнению Кади Абу шайтаны – это потомки Иблиса. Согласно
Корану ни Иблис, шайтаны не могут ничем повредить мусульманам, если те
сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и
праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех
людей, которые пошли за демонами и Сатаной.
Вместе с тем шайтаны
как правило расматриваются как одни из джиннов, но четкого деления тут
нет и потому термины шайтанов и джиннов применяются без ясного
различения.
При том согласно ряду хадисов существовали джинны,
принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться
однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего
помощь от демонов.
Так в вышеупомянутой книге Нияза Омера
«Дьявол – миф и истина» пишется что в хадисе Умара ибн Хаттаба,
описывается как посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе
ибн Лакисом ибн Иблисом, который помогал еще Нуху (Примечание-Ною). Этот
джинн получил прощение от Аллаха и стал «искренним верующим», а затем
служил целому ряду святых известных из Библии, которых мусульмане
признали как собственных праведников, дабы в упомянутом хадисе пророк
Мухаммед благословил этого джинна и научил «некоторым сурам» из Корана.
Мир
джиннов исламские авторы описывают по-разному, но общее следующее:
джинны, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности
Аллаху в их среде произошло восстание против Аллаха, подавленное
мелеками.
Согласно мнению исламских авторов джинны могут жить,
есть,пит и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать.
Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том числе
джинны-христиане и джинны-иудеи и так джинны-мусульмане могут вести
войну- «джихад» против неверных.
В книге «Мир джиннов и
шайтанов» приводится сура «джинн», в которой описывается о том как
джинны из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь
посланника Аллаха – Мухаммеда,как и приводятся примеры джиннов,
принявших ислам.
В этой же книге говорится о том, что в исламском
мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не
только людям, но и джиннам,что подтверждается рядом хадисов,как и
толкований этих хадисов улемами(Примечание-исламского духовенства).
Согласно
шейху Бадруддину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса как и толкования
Абу-Аббас ибн Теймийи ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, а также строки из
книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала Исавийех».
Наконец в
самом Коране есть целая сура «Эль-джиннн», посвященная джиннам, и
говорящая, что джинны обязаны слушать пророка Мухаммеда,а такие же
выводы содержатся в суре «Эль-Акаф».
В хадисе от Айши,супруги
Мухаммеда(Примечание редактора-Айша (613–678) – дочь Абу Бакра,
сподвижника пророка, с 622 – супруга пророка Мухаммада. После смерти
своей первой жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая,
также как и Хадиджа, была старше его. Однако она не смогла заменить
покойную жену, а Мухаммад не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр
предложил ему жениться на его дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет.
Ряд исследователей считает, что этот брак (также как и некоторые
другие) был совершен с политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее
отцом Абу Бакром означал укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет
Айша жила в доме Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда
в Медину, Айша стала супругой пророка.Айша считалась любимой женой
пророка, так как в отличие от других жен, она имела на него влияние. С
именем Айши связано большое число хадисов, приведенных в известном
сборнике хадисов «ас-Сахих» аль-Бухари) приведенном в книге «Мир джиннов
и шайтанов» и переданного от Муслима и Ахмада, приведенны слова
Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был
побежден последним и принял ислам.
С этим хадисом как пишет шейх
Бадруддин соглашаются большинство авторов,а имам Ахмед,Мухаммед ибн
Юсуф Фирьяни и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбал, также добавляют при этом,
что джинны по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.
То
же самое говорится в хадисе приведенного в книге «Делаил» автора Хафиза
Абу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бадруддина где также
приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар» автора Абу Джафара
Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом
событии.
Сам Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где обучал
их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Муххамад шесть раз
встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.
В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится еще целый ряд
хадисов о том, что джинны слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и
сами потом обращали остальных джиннов в ислам и приводятся мнения
религиозных авторитетов таких как, например, Абу Хузейфе Ишак ибн Бишр
Курайши, о том что Аллах посылал к джиннам своих посланников из числа
самих джиннов, которых джинны же и убивали.
В ряде хадис также
описывается случай столкновения двух смерчей, после которого осталась
мертвая змея и в одной из хадис этот джинн был назван мусульманином
Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с «неверными джиннами».
Облик джиннов. В
отношении облика джиннов также существуют различные мнения и так Абу
Бекр Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» пишет, что джинн не может
менять облик, но только с помощью магических приемов - «сихра»
представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем
облике,что же подтверждает и Коран.Вместе с тем шейх Бадруддин пишет в
своей книге, что когда враги пророка Мухаммеда совещались в Дору- Недва,
то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджда.
В этой же
книге приводится целый ряд высказываний из хадисов и книг исламских
религиозных авторов о том, что джинны могут быть и в облике черных псов,
что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади
Абу Яла. Часто упоминаются джинны в облике змей, о чем пишут Абу Дунла в
книге «Мекайиду Шейтан» и Абу Бекр Мухаммед ибн Джафар ибн Сехл Самири
эль-Хаити в книге «Ховатиф эль-Дженен».
В то же время в
описаниях джиннов много недосказанностей и противоречий и так шейх
Бадруддин пишет что согласно книге «Хаватиф» джинны невидимы
человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джинны
видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или
звероподобных обликах. Согласно исламским авторитетам существуют джинны
не только в виде собак и змей, но и большее число джиннов, имеющих
человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев
и то что они могут летать,как и менять свой облик.
Так как ни
один хадис не содержит описания всех видов джиннов,то исходя из того что
в одном хадисе говориться о джинне ввиде змеи,а в другом о джинне в
ввиде женщины с огромным ртом, то единственно что их может обьединять
так это способность менять облик.
Способности джиннов. Сами
джинны могут как передвигаться от места к месту так и жить на одном
месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Абу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн
Сехла Саммири Эль-Хараити).
Согласно шейху Бадруддину в
исламском мире того времени существовало два основных мнения о
возможностях джинна-одни утверждали, что все джинны едят и пьют, другие
же отстаивали мнение, что только часть джиннов ест и пьет.
При
этом в большинстве хадисов приводятся слова Аллаха о том, что каждая
кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и
послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и запретил мусульманам
чиститься после совершения нужды костями,ибо эти кости по его словам
предназначаются в пищу джиннам, названным им в обращении к мусульманам
«вашими братьями».
Ряд исламских авторов также утверждает, что
джинны могли жениться на представителях человеческого рода, но от таких
браков рождались гемафродиты.
По господствующему в исламе мнению
брак человека с джинном вполне возможен, хотя для мусульманина
непозволителен с тем что шейх Бедруддин приводит мнения некоторых
исламских авторитетов, которые считали, что такие браки все таки
разрешаются.
В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится рассказ
Абу Бакра Курайши о том, как два исламских авторитета Вахб ибн Мунейбин
и Хасан Аль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который
являлся толкователем хадисов. При том джинны часто присутствуют при
исполнении мусульманами различных религиозных обязательств, начиная с
намаза и хаджа и до дженазы (поминального намаза) и джихада, а также
обучают людей в ходе исполнения этих обязаностей исламу. Помимо этого в
благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей искусству
исцеления от болезней.
Шейх Бадруддин приводит высказывание ибн
Абу Дуня о том, что джинны могут совершать намаз,как приводятся мнения и
других авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за
которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими
злые дела.
Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других
авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн
Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джиннам разрешается возглавлять намаз.
Категории Джиннов Согласно общепринятому в
исламе мнению сами джинны делятся на «добрых» и «злых», называемых
шайтанами. Джинны-мусульмане войдут в Дженнет(Примечание-рай) тогда,
когда шайтаны во главе с Иблисом(Примечание-дьяволом), престол которого
находится на море, окруженном змеями, войдут в вечный огонь
Джехеннема(Примечание-ад).
В своей книге шейх Бадруддин
обосновывает это рядом примеров из толкований и хадисов о том, что
джинны живут в каждом доме, где проживают мусульмане. Это подтверждает и
Абу Бакр ибн Убейд в книге «Мекайиду Шейтан», причем согласно этому же
автору, эти джинны защищают мусульман от других джиннов (хадис от Йезида
ибн Джабира).
Согласно целому ряду хадисов джинны живут также и
в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву
Аллаху.
Также шейхом Бадруддином приводится хадис от Абу Дауда о
том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и во
время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом.
Убийство
джинна возможно и в книге «Мир джиннов и шайтанов» приводятся хадисы
Ибн Абу Мелейкете и Хубейбы о том, как супруга Мухаммеда-Айша приказала
убить змею, которая была джинном-мусульманином и во искупление греха
обязана была раздать бедным милостыню согласно одному хадису или
освободить сорок рабов, согласно другому. По мнению Хубейбы убийство
джинна в виде змеи разрешалось лишь только по очень веской причине и
обязательно после трёхкратного её предупреждения.
Вместе с тем
джинны могут вредить людям и в книге «Мир джиннов и шайтанов» есть
строки из книги «Фенун» Ибнул Акила, где в качестве примера приводится
следующий случай: в доме в Заферийи (под Багдадом) во дворе находился
колодец, из которого выходили джинны и убивали людей, ночевавших в доме.
Мусульманин, читавший Коран, остался жив и подружился с джинном,
выходившим из колодца. Этот джинн, как и все остальные джинны, жившие в
колодце, являлись мусульманами. Более того, этот мусульманин спас джинна
от смерти тем, что откупился от человека, который хотел поймать змею, в
образе которой находился джинн.
Понятие сихра и защита от сихра Таким
образом согласно мнению исламских авторитетов правоверный мусульманин
должен быть защищен от джиннов и согласно хадису Убейта ибн Кааба,
переданного Абу Касимом Табарани и приведенного в книге шейха Бедруддина
от шайтанов защищает аят из суры Аль-Бакара, а также защиту от шайтанов
обеспечивает чтение ряда сур Корана.
Разумеется сама магия-
«сихр» мусульманину нынешним исламским духовенством не разрешена, однако
тут мнения исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх
Бадруддин согласно ряду хадисов и самому Корану Аллах послал в Вавилон
двух мелеков(Примечание-духи созданные Аллахом из воздуха и часто
ассоциируемые с ангелами в христианстве) – Харуна и Марута, которые
согласно одним хадисам научили сихру неверных, а по другим –
предупреждали об опасности от сихра.
Исторически согласно работе
«Дьявол – миф и истина» понятие «сихра» признается большинством
исламских религиозных авторитетов, такими как Фархудин эр Рази, Ибн
Фарис, Уль Муджемул-Весит, Аль Азхари, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме
Аль-Макдиси, Ибн-уль Кайим.
Так, согласно хадису, записанному
Акрамом от Ибн Аббаса, «сихр» возник в египетском селе Аль-Ферема и
отрицание существования «сихра» является «уходом из веры».Таким образом
все вышеуказанное может быть истолкованно теми или иными мусульманами
что раз отношения джиннов и людей строяться на условно говоря
равноправной основе и соответственно коли джинны «де-факто» могут быть
частью мусульманской уммы(Примечание-сообщества мусульман) и правоверным
мусульманам разрешенно принимать помощь от джиннов, то можно
предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих
мусульман могут и просить джиннов о подобной помощи.
В книге
«Мир джиннов и шайтанов» шейх Бадруддин как раз и описывает,то как те
кто занимается «сихром» или «ширк», часто составляют послания
«амайлийи», в которых пишут то что «шайтанам мило»,и последние взамен
оказывают этим людям услуги, например, находят источники воды, переносят
их по воздуху,а также предоставляют этим людям материальные блага
других людей и тому подобное ...
Известно и помимо данного труда
что существует достаточно широкораспространенная практика в исламском
мире,в том числе в Боснии и на Кавказе,изготовления различных записок
предназначенных для защиты того кто обращается к помощи различных
«делателей» сихра,изготовления различных напитков предназначенных для
привлечения симпатий того или иного лица либо наоборот для нанесения
ущерба ему,как наконец и практика ритуалов,например с использованием
свеч. по уничтожению той или иной личности на расстоянии.
По
мнениям исламских авторитетов и хадисам, приведенным шейхом Бедруддином,
джинн мог вселиться в человека, оказавшегося целью ритуала «сихра» и
так им приводится аят «Аль-Бакара», согласно которому шайтаны могут
входить в тело человека.
В силу этого мусульманину разрешается
проповедь ислама или упоминание имени Аллаха при изгнании джиннов из тел
людей, но вместе с тем запрещается изгонять джиннов из людей с помощью
самих же джиннов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но
рассматривается как грех.
Сами исламские религиозные авторитеты
предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джиннов.в
первую очередь от шайтанов и шейхом Бадруддином в его книге приводятся
строки из книги «Мекайиду-шайтан», где описывается джинн Суула в женском
облике, поедающий людей, причем этот джинн также согласно
«Мекайиду-шайтан» "читал даават", т.е. занимался проповедью ислама.
Как
защиту от шайтанов этими исламскими авторитетами рекомендуется чтение
определеной суры или аята. Например, шейх Бадруддина приводит случай,
когда ночной джинн Гул в женском облике прочитала схватившему её
мусульманину аят "Курсий" (Святой) как защиту от джиннов, а в книге
«Аджааиб» автора Абдурахмана ибн Мунзура приводится пример когда аят из
суры "Имран" защитил мусульманина от шайтанов.
Сам шейх
Бедруддин писал, что от джиннов защищает обращение к Аллаху и упоминание
его имени, чтение суры «муаввизетейн», чтение суры «Курсий», чтение
всей суры «Аль-Бакара» либо двух её последних аятов, заучивание наизусть
части суры «Ха-мим-Аль-муумин», чтение исламского символа веры -
шахады.
История оккультизма в исламе В силу всего
вышеуказанного неудивительно что в исламе появление различных
оккультных движений было достаточно привычным явлением.Самой
показательной тут была религиозная практика шиитов у которых, в отличии
от сунитского ислама духовному сословию (Примечание-аятоллам, т.е.
буквально "слову Аллаха") было разрешенно толковать Корана и хадисы
сообразно с собственным мнением и эти их частные мнения становились для
остальной шиитской общины религиозными правилами.
Да и сам
принцип «иджитихада», т.е. выработки новых религиозно-правовых
установлений у шиитов продолжал достаточно свободно истолковываться в
отличие от суннитских улемов, опирающихся как правило на Коран и хадисы,
равно как и на соложившийся корпус ранее принятых фетв -
религиозно-правовых заключений и установлений. полагающейся, как
правило, на установившиеся мнения авторитетных в прошлом алимов.
Например,
именно с шиитской династией Убейдаллы, провозгласившего своим предком
Исмаила, потомка Фатимы, и захватившего власть в Египте,связанно
появление секты исмаилитов.
Исмаилитом был и знаменитый "Старец
горы"-Хасан ибн Саббах создавший орден ассасинов с центром в замке
Алавут у города Казвин на севере Ирана(Примечание-Ассасины (хашашины,
хашишины,хассасин, гашишин; от араб. хашиши, мн. ч. хашишийа или
хашишийун— «употребляющий хашиш»— наименование, под которым получили
широкую известность в Средние века и в настоящее время
исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с
комплексом расхожих представлений о низаритах как о террористической
секте, члены которой, одурманенные наркотиком фанатики, совершают
многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Уничтожена
монголами в 1258 г.). Управляемый "Каирской ложей" орден ассасинов
представлял из себя закрытую секту в которой стали практиковаться
различные ритуалы берущие корни в языческих мистериях и носившие
согласно мнениям современиков-оккультный характер.По большому счету сами
языческие мистерии и преследовали оккультные цели,по крайней мере если
эти мистерии оценивать на основании мнения православного богословия.
Сам
Хасан ибн Саббах был прежде всего духовным лидером созданной им
религиозной общины-ассасинов и одновременно являвшийся командующим
мощной военной силы ассасин готовых убивать по первому его знаку.
Вряд
ли влияние гашиша постояно упоминаемое в книгах об ассасинах могло
обьяснить сознательную их самопожертвеность,ибо ныне и более тяжелые
наркотики подобной самоотвержености не вызывают.Так же безосновательны
обьяснения об организации какого то якобы обмана когда кандидата
напаивали вином и отводили между невольниц "Старца с горы" как якобы в
рай. Вряд ли бы какая нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или
сами ассасины в междуусобном общении не выяснили факт такого обмана и
тем самым очевидно что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью
контролировать поведение и сами души своих ассасинов,иначе вряд ли бы
они столь самоотверженно умирали.Очевидно что подобное умение могло было
быть им полученно только в «Каирской ложе»,где он и прошел инициацию.
Однако
подобная практика была вовсе не специфична для исмаэлитов или только
для одних шиитов. В сунитском исламе существование схожей практики можно
отметить в суфийских братствах "тарикатах", известных в Европе как
дервишские ордена.
Сикх сегодня Разумеется все
это является ныне историческим прошлым. Однако и в современном исламском
мире до настоящего дня можно встретить ритуалы "изгнания джиннов" из
больных посредством ритуалов, описанных в том числе и в книге шейха
Бадруддина. Неслучайно элементом реисламизации боснийских мусульман стал
перевод и переиздания теологических работ по "исламской демонологии"
или точнее говоря "исламскому джинноведению". И хотя современный
салафизм многие считают своего рода «исламским пуританством», крайне
рационалистической идеологией, подозрительной к любым мистическим
аспектам и поискам, но идейные основатели этого течения, такие как Ибн
Таймия не ставили под сомнение основы «исламского джинноведения».
Интересно,
что отличное от христианского представление о сверхъестественных
существах облегчает адаптацию современных суггестивных техник
последователями исламского фундаментализма.