Античные авторы рассказывали, что эти жрецы тайно приносили человеческие
жертвы, с помощью которых делали людей оборотнями. Как писал в своих
философских диалогах Платон: «Передают относительно святилища Зевса
Ликейского в Аркадии… что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко
нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать
волком». В частности, такая судьба постигла олимпионика Демарха. О
темном культе Зевса Ликейского и служивших этому культу оборотнях писал
также неизвестный автор философского диалога «Минос» и ученик
Аристотеля, ученый Феофраст.
Общества оборотнейВпрочем,
эти крупицы сведений, дошедшие до нас от античных авторов, лишь
верхушка айсберга. Как показал выдающийся ученый-историк Ю. В. Андреев в
книге «Мужские союзы в дорийских городах-государствах», в первобытной
Греции существовали могущественные общества людей-волков и
людей-медведей, подчинившие себе целые племена. Члены таких союзов
совершали тайные обряды, в результате которых они, как считалось, могли
полностью или частично превращаться в животных, обретая при этом
необыкновенные свойства — например, неуязвимость для обычного оружия. С
развитием в Греции государства мрачные звериные общества, практиковавшие
человеческие жертвоприношения и поддерживавшие свою власть над людьми с
помощью тайного террора, постепенно исчезают или, быть может,
сохраняются в законспирированном виде. Схожие общества в древности
существовали и у других народов Европы — например, у скандинавских
племен, древних славян, кельтов, англосаксов. Явление это было
характерно для первобытного прошлого, по этой причине до нас дошли лишь
случайные обрывки сведений о явлении оборотничества, хотя этот феномен
определял жизнь древних европейцев в течение тысячелетий.
Страх
перед оборотнями был поистине всеобщим, и люди, подозреваемые в злых
делах из-за специфической внешности (например, острые «волчьи» зубы),
жестоко уничтожались. Особенно опасались полнолуния — считалось, что в
это время «звериное» начало в человеке выходит на первый план и
сдерживающие факторы, препятствующие превращению человека в оборотня,
исчезают. Многие верили в то, что если брызнуть святой водой на
оборотня, тот будет сожжен дотла. Серебряная пуля также считалась
непревзойденным средством, способным отправить черную душу
человека-оборотня в ад.
Жеводанский оборотеньБыть
может, одним из последних случаев появления оборотня в Европе был
знаменитый Жеводанский зверь, терроризировавший жителей Лангедока во
времена Людовика XV. Жеводанский зверь был громадной волкообразной
тварью, в течение нескольких лет (с 1764 по 1767 год) убивавшей людей в
горах Южной Франции (всего его жертвами стали не менее 55 человек). Эта
тварь имела совершенно несвойственные для настоящего волка черты — она
целенаправленно охотилась на людей, совершенно игнорируя легкодоступный
домашний скот, убивала жертв с помощью приемов, не встречающихся у диких
животных, и, что совсем уж поразительно, часто этих жертв
обезглавливала. Последнее действие совершенно невероятно для «настоящих»
волков, но зато достаточно характерно для двуногих каннибалов —
достаточно вспомнить племена «охотников за головами» из джунглей Африки
или с Новой Гвинеи.
При этом Жеводанский зверь никогда не
попадался в многочисленные расставленные для него капканы и ловушки, не
обращал внимания на отравленные приманки. На зверя-людоеда неоднократно
устраивали грандиозные облавы с сотнями охотников и тысячами борзых и
гончих (например, в 1765 году в облаве участвовало 117 солдат, 600
местных жителей и не менее 3000 собак) — но тварь успешно уходила от
преследователей, демонстрируя при этом отнюдь не звериные ум и хитрость.
Все это позволяет сделать вывод, что Жеводанский зверь вовсе не был
природным хищником, как о том думали «просвещенные» современники,
считавшие кровожадную тварь особо крупным волком-людоедом. Уверенность
невежественных французских крестьян в том, что зверь явлется оборотнем,
имела, в сущности, гораздо больше оснований. В этой связи нельзя не
вспомнить таинственную фигуру жившего в Жеводани Антуана Шастеля.
"Это
была необычная личность. Смелый путешественник, он был некогда пленен
пиратами и после злоключений попал в Африку, где много лет провел среди
местных дикарей, у которых многому научился (как рассказывали
современники, он даже перенял их привычки). Имевший тяжелый и нелюдимый
(а по некоторым сообщениям, отягощенный склонностью к садизму) характер,
Антуан жил отдельно от людей, в безлюдном месте на горе Мон-Мушэ. У
него был жестокий конфликт с населением ближайшей деревушки — крестьяне
подозревали Шастеля в темных делах и отказывались пускать в церковь.
Историки давно обратили внимание на странный факт — когда в 1765 году
Шастель, поссорившийся с лейтенантом королевской охоты Франсуа Антуаном
де Ботерном, был отправлен на несколько месяцев в тюрьму, нападения
Жеводанского зверя прекратились
В связи с этим давно выдвигались
версии, что Жеводанский зверь был выдрессированной Шастелем гигантской
собакой или привезенной из Африки гиеной особо крупных размеров. Однако
это предположение не объясняет систематическую охоту на людей, которую
чудовище вело на протяжении многих лет, а также факт обезглавливания
жертв. Для того чтобы дать правильное объяснение этим событиям, надо
обратиться к обычаям тех мест, где Шастель провел значительную часть
своей таинственной жизни. Речь идет об Африке.
Африканские люди-леопардыВ
отличие от Европы, где тайные общества людей-животных исчезли еще в
древности, в Африке подобные «организации» оборотней процветают и по сей
день. Хорошо известны тайные союзы людей-леопардов и людей-крокодилов.
Вот что пишет об этом такой авторитетный автор, как А. Швейцер, в своей
книге «Письма из Ламбарене»:
"«Люди-леопарды — это люди,
одержимые безумием, убежденные в том, что они действительно леопарды, и
поэтому должны умерщвлять людей. Загрызая их, они перенимают все повадки
этих зверей. Ходят они на четвереньках
Самое удивительное и
страшное во всем этом, что большинство людей-леопардов становится
таковыми отнюдь не по собственной воле. Их причисляют к сообществу
людей-леопардов без их ведома. Из крови убитого в черепе его готовят
волшебное зелье. Это зелье втайне подмешивают к питью того человека, на
которого заранее падает выбор. Как только он выпьет приготовленный таким
образом напиток, ему открывают тайну и говорят, что он вкусил
колдовского зелья и что отныне он принадлежит к сообществу
людей-леопардов. Никто не в состоянии сопротивляться. Все твердо
убеждены, что это зелье обладает сверхъестественной силой, от которой
никому не спастись. Лишенным собственной воли людям остается лишь
беспрекословно повиноваться. Вслед за тем им обычно приказывают завести в
определенное место брата или сестру, там на несчастную жертву нападают
люди-леопарды и ее загрызают».
Важным элементом этого жуткого
культа являются человеческие жертвоприношения. Например,
«новообращенный» человек-леопард должен принести в жертву себя, но
вместо этого он может погубить брата или сестру, или кого-либо из
близких родственников — ведь в них течет та же кровь. Такой ценой
оборотень приобретает сверхъестественные способности. Даже наиболее
скептически настроенные исследователи, имевшие дело с людьми-леопардами и
людьми-крокодилами, отмечают, что возможности некоторых оборотней
далеко выходят за пределы, отведенные обычному человеку. Вместе с
кровожадностью человек-зверь приобретает звериный нюх, способность
видеть в темноте, необычайную физическую силу и, видимо, малую
уязвимость для обычного оружия. Такие вещи нельзя объяснить
«самовнушением» или «применением наркотических средств», как это
делается во многих книгах. В данном случае мы, несомненно, сталкиваемся с
пробуждением могущественных сил, которые в цивилизованной Европе давно
изгнаны из человеческого общества (оборотни уже во времена Платона
выглядели странным пережитком прошлого), но в полупервобытной Африке до
сих пор успешно действуют, унося все новые и новые жертвы.
Бушмены — владельцы уникальных знанийВпрочем,
следует думать, что зловещие общества людей-леопардов и
людей-крокодилов владеют лишь крупицей силы, которой некогда обладала
древняя раса, населявшая в незапамятные времена Африку. Последние ее
остатки и сегодня живут среди песков пустыни Калахари. Речь идет о
бушменах — уникальном реликте прошедших эпох. Эта народность является,
по мнению ученых, последним осколком древнейшей из земных рас (ее предки
некогда населяли почти всю Африку, но их вытеснили в пустыни пращуры
современных негроидов). Первобытные охотники и собиратели, бушмены по
сей день ведут подлинно первобытный образ жизни и сохранили многое
утраченное остальным человечеством. К этому относится и умение
перекидываться животными. Вот как описал это южноафриканский натуралист
Гаррет Патерсон в своей книге «Там, где бродили львы».
«Существует
поверье, что бушмены обладают способностью превращаться в льва. В этом
отношении особенно славятся бушмены клана макаукау, населяющие район
Гханзи в Ботсване и вызывающие всеобщий суеверный страх за свое умение
осуществлять подобную трансформацию. Не далее как в 1982 году человек по
имени Эд Флеттери, имевший ферму в названном районе, дважды терял своих
коров, павших жертвой льва. После второго инцидента он и двое его
помощников-бушменов решили выследить зверя. Я должен добавить, что
Флеттери вырос в обществе бушменов и даже неплохо говорил на их языке.
Они прошли по следу льва вдоль оград нескольких ферм и вышли к тому
месту, где лев направился в глубь пустыни Калахари. Продолжив
преследование, они вскоре заметили дымок, поднимавшийся над землей как
раз в том направлении, куда вели следы зверя. Тут спутники Флеттери
внезапно отказались идти дальше, сказав, что это не лев прошел здесь, а
макаукау. Они рассказали фермеру, что макаукау на время ночной охоты
превращаются во львов. Отказавшись поверить спутникам, Флеттери
настаивал на продолжении погони, не переставая внимательно разглядывать
отпечатки львиных лап. След вывел преследователей к двум небольшим
хижинам из травы. Около одной из них виднелось кострище, дым от которого
и был виден издалека. В центре расчищенного пространства около хижин
возвышалась объемистая куча пепла, и львиный след вел прямо к ней. След
пересекал груду пепла и бесследно исчезал на ее противоположной стороне.
Хотя Флеттери буквально не мог поверить своим глазам, продолжения следа
не было нигде. Тогда бушмены, спутники Флеттери, обратили его внимание
на обитателей хижин: двоих мужчин, двух женщин и нескольких детей. У
одного из мужчин была повреждена грудь, у второго голова. У бушменов —
спутников Флеттери — не оставалось сомнений, что раны нанесены рогами
коров».
Этот случай и другие ему подобные Патерсон
прокомментировал так: «Эти замечательные маленькие люди ныне исчезают с
лица земли, унося с собой многое, еще не понятое наукой. Мне кажется,
что упомянутые мной странные способности бушменов унаследованы ими от
наших далеких предков. Бушменам удалось сохранить этот дар, а мы,
европейцы, утратили его за тысячелетия нашей противоречивой и
драматической эволюции. Поскольку на путях изменений стиля нашей жизни
не нашлось места для использования подобных способностей, в какой-то
момент прошлого мы утратили их, несомненно, много потеряв от этого.
Когда бушмены исчезнут окончательно, они унесут с собой многие секреты
происхождения человека».
Страшная изнанка древней магииЭто
суждение исследователя проливает свет на тайну оборотней. В
незапамятном прошлом немногочисленные и слабые предки людей, чтобы
выжить в конкуренции с могущественными хищниками (а они сталкивались с
такими чудищами, как охотившиеся на мамонтов саблезубые тигры,
исполинские пещерные львы или вымершие ныне гигантские медведи Arctodus
simus), сумели развить в себе паранормальные, как назвали бы их сейчас,
способности. Они научились на время овладевать свойствами хищных
животных — силой, быстротой, зоркостью и нюхом. Возможно, они даже нашли
пути, с помощью которых можно было на какой-то срок полностью
трансформироваться в зверя-хищника.
Но шли тысячелетия, и
прогрессировавшее человечество все больше отрывалось от природы. Люди
приобрели новое могущество — но старые силы стали им изменять. То, что
некогда было средством выживания в дикой природе, стало инструментом
тайного террора против своих соплеменников, а за обретение былой
«звериной» мощи надо было теперь расплачиваться человеческой кровью. Так
возникли страшные общества людей-леопардов, людей-крокодилов в Африке и
подобные общества им людей-волков и людей-медведей в Европе. Можно, в
связи с этим, вспомнить берсерков — так в Скандинавии называли воинов,
перевоплощавшихся (в первую очередь, духовно) в какое-либо животное,
свирепость которого помогала им одержать победу. Среди берсерков
числились ульфхедны («волчьи шкуры») и свинфюлькинги («кабаньи головы»),
пугающие мирное население своей жестокостью и яростью. Поведение
берсерков в бою ярко описано в «Саге об Инглингах»: «Они бросались в бой
без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании
схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои
щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со
звериным рыком разили они врага и ни огонь, ни железо не причиняли им
вреда…»
Причем если в Европе такие общества давно исчезли (вернее
сказать, были уничтожены окрепшим человеческим обществом), то в Африке
они сохранились до наших дней. Когда-то в одно из таких тайных обществ
был посвящен и попавший в Африку Антуан Шастель. Он обрел необычные
способности — но должен был поддерживать эти способности за счет все
новых и новых человеческих жертв. Следствием этого была «охота за
головами» Жеводанского зверя, наводившая ужас в 1760-х годах на Южную
Францию.
Вероятно, явление оборотничества — лишь малая часть тех
древних сил, что дремлют в человеке, скрытые столетиями существования в
цивилизованных условиях. Кто-то проживет всю жизнь, не подозревая о них,
а кому-то, возможно, еще придется с ними столкнуться. Можно пожелать,
чтобы это была светлая сторона древней мощи, а не та мрачная бездна,
сделавшая когда-то Антуана Шастеля своим рабом.