» » Внеземной сверхразум Станислава Лема

Внеземной сверхразум Станислава Лема

Опубликовано: 27-05-2013, 19:58

В начале 1970-х годов выдающийся польский писатель, философ и футурист Станислав Лем открыл новую страницу своего творчества. Он выступил в парадоксальной роли литературного критика, пишущего рецензии на несуществующие литературные произведения. Так появился знаменитый цикл «Абсолютная пустота». В нем среди оригинальных пародий и остросоциальных памфлетов встречаются и необычные произведения «смешанного» жанра.

Мистификация

Внимание привлекает эссе «Новая космогония». Здесь Лем предлагает необычные ответы на известный парадокс Ферми: если космос полон инопланетян, почему они не сидят у нас за обеденным столом? Он также предложил толкование феномена «космических чудес», необъяснимых в астрономии.

Перед нами предстает целиком выдуманная нобелевская речь некоего профессора Альфреда Тесты, развивающего идею, что вся видимая Вселенная – это результат игры внеземного сверхразума. Внеземные разумы поделили Метагалактику на игровые зоны. В каждой из них есть свой Игрок. При этом могущественные инопланетяне в силу особых причин не только не общаются друг с другом, но даже не знают смысла этой вселенской игры.

По мнению писателя, сложилась ситуация, в равной мере и удивительная, и забавная. Как может выглядеть, чем занимается, какие цели преследует цивилизация, развивающаяся в течение миллиардов лет? Такое просто нельзя представить, и поэтому никто всерьез даже не упоминал о столь древних цивилизациях.

12 миллиардов лет назад

Правда, кое-кто из астрономов высказывал осторожное мнение, что квазары и пульсары могут быть результатом деятельности великих космических цивилизаций. Однако простые расчеты показывают, что земляне, развиваясь нынешними темпами, вполне смогли бы достигнуть столь высокого уровня космических технологий всего за несколько тысяч лет. А что потом? На что способна цивилизация, существующая в миллионы раз дольше? А если, исчерпав все возможности разума, такие цивилизации самоубийственно прекращают свое существование?

Проще представить, что 12 миллиардов лет назад (сегодняшние данные добавляют еще несколько миллиардолетий) возникли первые ростки жизни во Вселенной. Следовательно, весь современный космос уже должен быть преобразован сверхразумом как искусственная среда обитания.

Лем считал, что такой миллиардолетней цивилизации не нужна никакая техника. Ее орудием является то, что мы называем законами природы. Сама физика представляет собой «машину» для такой цивилизации. Причем это не «готовая машина», и хотя ее строительство далеко продвинулось, оно еще не завершено. По мысли Лема, путь развития разума ведет от открытия законов природы до их полного изменения. Любопытно, что если бы первые цивилизации были с самого начала достаточно могущественны, то нам никогда не удалось бы заметить их следы.

Закон 100-процентной эффективности математики

Станислав Лем писал рецензии на несуществующие литературные произведения

Несомненно, «Новая космогония» Лема является одним из самых парадоксальных произведений в этом жанре мировой литературы. Однако, как ни странно, эта выдающаяся работа долгое время совершенно не привлекала к себе внимания.

Не была она известна и группе советских исследователей, поставившей перед собой грандиозную задачу – создание кибернетических основ фундаментальных законов природы – и обозначившей путь ее решения. Леонид Моисеевич Пустыльников и его коллеги А.Г. Бутковский, О.И. Золотов и Ф.М. Пеньков решили объединить в математических моделях принципы теоретической физики и теории управления – кибернетики. Так возникла междисциплинарная область исследований, включившая в себя математику, кибернетику и физику. Речь шла о роли математики в современном мире. И создатели новой научной парадигмы поставили вопрос: где граница развития математического моделирования окружающей физической реальности? Ответом явился своеобразный «закон 100-процентной эффективности математики», сформулированный в свое время А.Г. Бутковским: для любой реальности существует математическая структура, которая ее описывает. И наоборот, для любой математической структуры имеется или принципиально может существовать реальность, которая описывается этой структурой. В частности, это означает, что если какая-то математическая структура еще не «нашла» материальный объект, свою реальность, то она обязательно где-то отыщется в глубинах мироздания.

Так родилась удивительная концепция, получившая название «Управленческая, или кибернетическая, парадигма мира» (УПМ). В ней утверждается, что все, что сохраняется в мире, происходит за счет работы систем управления с обратной связью, регуляторов, естественно присутствующих в природе и обществе. При этом очень важны наблюдаемые в природе отклонения от равновероятных процессов, являющиеся ошибками или погрешностями работы регуляторов.

Особая точка зрения

Таким образом, УПМ содержит особую, «управленческую» точку зрения на «физико-кибернетическое» устройство мироздания. Под новым ракурсом зрения УПМ помогает понять, как обеспечивается устойчивость фундаментальных законов природы и как их можно было бы изменить.

По словам профессора Пустыльникова, мир буквально стоит на регуляторах. Наблюдаемые структуры теряют свою устойчивость и разрушаются, если по каким-то причинам поддерживающие их регуляторы перестают работать надлежащим образом. При этом мир начинает ввергаться в хаос. Наш мир – сложнейшая система взаимосвязанного регулирования и управления, работающая на принципе обратной связи.

Замечательным примером того, как управленческая парадигма получает конкретное воплощение, являются воинские уставы, впитавшие в себя часто «жестокий опыт» прошлого и написанные буквально кровью. Так, невозможно ни управлять отдельным боем, ни вести войну в целом без получения информации по каналам обратной связи, без донесений от разведки и подчиненных подразделений.

Порядок и активность человеческих сообществ также поддерживаются регуляторами, образующими подчас сложную взаимосвязанную систему управления, включая властные структуры разных уровней. Основную роль регуляторов здесь играют формальные и неформальные правила, выработанные в сообществах людей: мораль, этика, религия, конституция, законы разных уровней. Серьезную роль регуляторов в обществе играют силовые структуры, суды, полиция, армия и другие органы охраны закона и поддержания порядка. Однако исторический опыт показывает, что главными регуляторами стабильности и развития общества являются мораль и этика. И если они начинают отказывать, то общество подвергается разрушению. Это является причиной многих беспорядков, революций и войн, включая гражданские.

Терраформирование Метагалактики

Вселенная Лема напоминает пчелиные соты, где каждая ячейка характеризуется своими, отличными от других физическими законами. Каждая «ячеечная» цивилизация развивалась полностью обособленно, считая себя единственной во Вселенной. По мере накопления знаний и энергии древние цивилизации постепенно раздвигали границы своего влияния. По истечении довольно длительного промежутка времени такая цивилизация неминуемо начинала сталкиваться с «космическими чудесами» деятельности иного разума.

Так заканчивалась первая фаза «вселенской игры разума». После встречи с новыми природными законами, «сконструированными» соседями, для каждого сверхразума начиналась следующая фаза развития. Феерические столкновения древних цивилизаций перерастали в грандиозные космические катаклизмы. Губительность такого поведения была очевидна, и сверхцивилизации стали договариваться и объединяться. Это перевело «игру разумов» в третью фазу, продолжающуюся и поныне.

Сегодня деятельность «древних разумов» в основном сводится к стабилизации ячеистой структуры Вселенной. Члены клана высших цивилизаций всячески стараются залатать лоскутное одеяло различных физик Метагалактики. Они ведут себя подобно экипажам кораблей, которые во время бури льют масло на разбушевавшиеся волны. Хотя их действия и не согласованы, тем не менее они могут уберечь мироздание от страшных сценариев Большого взрыва.

Когда мы вглядываемся в современный космос, то при желании можно обнаружить игровое поле внеземного сверхразума. Космос постоянно ускоренно расширяется, все вещественные тела имеют предельную скорость распространения (световой барьер). Подавляющую часть мироздания занимают темная материя и энергия, звезды собираются в скопления, а те в галактики. Галактики складываются в группы, а те образуют метагалактические соты. И над всем этим властвует стрела космологического времени. Вот таковы основные черты строения мироздания в структуре космогонической игры Лема. Игры, позволяющей нам сразу понять, почему нас окружает «великое молчание космоса».

Прошло четыре десятилетия со времени создания невероятных работ Станислава Лема. «Абсолютную пустоту» продолжил сборник «Мнимая величина», но нигде не встречались столь революционные идеи, как в «Новой космогонии». Мысли Лема нашли отражение в творчестве видного российского фантаста Василия Дмитриевича Звягинцева. Его многотомный цикл «Одиссей покидает Итаку» включает ряд загадочных инопланетных персонажей, среди которых есть и таинственные Игроки. Из иных пространств и времен они повелевают судьбами мироздания.

И наши кибернетики продолжают работать. Профессор Л.М. Пустыльников готовит новый обширный труд, в котором он собирается рассказать, как же строить алгоритмы управления законами природы. Вероятно, в этом капитальном исследовании мы найдем рядом с описанием новых возможностей УПМ и упоминание о «Новой космогонии» Лема. Самый необычный труд великого польского философа и писателя-фантаста живет после смерти своего создателя…