» » Ученым удалось воскресить 500-летние растения

Ученым удалось воскресить 500-летние растения

Опубликовано: 29-05-2013, 16:19

Ученым из Альбертского университета (University of Alberta), расположенного в Канаде, удалось "воскресить” растения, которые были погребены под ледниками более 500 лет назад.

Команда исследователей во главе с биологом Кэтрин Ла Фадж (Catherine La Farge) изучала ледник на северном канадском острове Элсмир. Ледяные массивы на этом острове оттаивают на протяжении девяти лет, обнажая участки земли.

Осматривая одно из таких мест, ученые заметили небольшое количество мха. Исследователи взяли несколько образцов растения и с помощью радиоуглеродного анализа определили, что перед ними находятся несколько видов мохообразных, возраст которых составляет около 500 лет.

"Когда мы принесли отобранные экземпляры в лабораторию и рассмотрели их под микроскопом, то не поверили своим глазам: на некоторых стеблях были зеленые отростки. Это значит, что растение продолжало регенерировать. Мы всегда думали, что флору следует искать возле границ ледника. Но мы и предположить не могли, что в земле подо льдом могут находиться живые растения”, - приводит слова руководителя группы ученых сайт Mongabay.

Чтобы подтвердить свои наблюдения, биологи поместили образцы обнаруженных растений в чашку Петри с почвой, богатой питательными веществами, и выращивали их в лаборатории под тщательным контролем.

Результаты их работы были беспрецедентными: треть мохообразных выросла повторно.

Вторым важным выводом, сделанным канадскими учеными, стало открытие способа регенерации мхов - они использовали одни клетки для восстановления всего растения. Такая способность называется тотипотентностью (от лат. totus - весь, целый и potentia - сила) - возможностью отдельных клеток развиться в целый организм.

"Тотипотентность присуща некоторым растениям, но мы не знали, что такая способность есть и у 500-летних растений, - говорит Кэтрин Ла Фадж. - Результаты наших исследований доказывают, что растения, погребенные под ледниками, не погибают, а находятся в состоянии покоя. Таким образом, подо льдом скрывается настоящее генетическое хранилище”.

Открытие канадских ученых было описано в журнале "Труды национальной академии наук” (Proceedings of the National Academy of Sciences).