Благовония и курения в огромных количествах продавались во все страны
Древнего мира. Халдейские жрецы щедро жгли их на алтарях Ваала, а в
древнем Вавилоне ими очищали кожу вместо того, чтобы мыться. В
Иерусалиме для них были построены большие хранилища.
По всей Греции их сжигали в честь Зевса, а позже флотилии грузовых судов
доставляли их в Рим. В Египте использовали душистые смолы не только во
время религиозных церемоний, но и в медицинских целях, и для
бальзамирования, а также в сложном ритуале, который должен был
обеспечить загробную жизнь душе.
Смирна, или мирра — смола,
получаемая с дерева миррис. По одной версии, название происходит от
арабского «мурр» — горький, по другой — от имени дочери царя Кипра
Кенира — Мирры. Вот что рассказывает в «Метаморфозах» Овидий про ее
превращение в дерево.
Греховная страсть овладела сердцем Мирры — без ума и памяти она
влюбилась в своего отца. Не в силах победить любовь, Мирра пыталась
покончить с собой, но от смерти ее спасла старая кормилица. Догадавшись
об истинной причине трагедии по некоторым высказываниям Мирры,
кормилица, воспользовавшись отсутствием царицы (матери Мирры), под
покровом ночи привела девушку в спальню отца, не открывая ему, кого
привела.
Несколько ночей провела с отцом Мирра как возлюбленная.
Когда же при свете луны Кенир узнал правду, то в гневе и исступлении
едва не убил дочь мечом. Мирре удалось бежать, «темнота беспросветная
ночи убийство предотвратила». Она молит богов сделать так, чтобы ей не
позорить ни живых, ни мертвых, и боги исполняют ее просьбу. Незадолго до
рождения ребенка, прекрасного Адониса, они превращают Мирру в дерево, а
ее горькие слезы становятся его смолой. «Слезы те — слава ее. Корой
источенная мирра имя хранит госпожи, и века про нее не забудут»...
Из всех редкостных деревьев, растущих на острове Сокотра в Аравийском
море, ни одно не вызывало таких сказочных ассоциаций и не играло такой
важной роли в прошлом, как ладанное дерево и миррис. На горных склонах и
особенно в долине, ведущей к городу Кулансив, эти деревья растут в
изобилии. Когда они цветут, благоухание наполняет всю долину.
Египтяне еще в глубокой древности попытались привезти миррис и ладанное дерево в Египет, чтобы сократить расходы на благовония.
Край
благовоний они называли страной Пунт, и первая экспедиция отправилась
туда в 3000 году до н.э. О ней известно только, что она привезла 80 ООО
мер мирры и 2600 кусков ладанного дерева. В следующие столетия
экспедиции время от времени отправлялись к Красному морю, и последняя
была в 1493 году до н.э. послана по приказу великой египетской царицы
Хатшепсут. Флотилия состояла из пяти больших судов с тридцатью гребцами в
каждом. На стенах храма в Дейр-эль-Бахари сохранились длинные надписи и
рисунки, изображающие ее возвращение
Божественную смолу из Южной Аравии — ладан в Древнем Риме называли
«бензой», что означало «благая, добрая жизнь». Из Рима и Византии
«бензой» проник во все страны Европы, появился он и на Руси. Привозили
его арабы, поэтому он стал известен под арабским наименованием — ладан. В
XVI веке цена ладана почти равнялась цене янтаря — 12 рублей за пуд и
во много раз превышала, цену других восточных товаров — миндаля,
фиников, перца. Почему же так дорого ценился ладан?
Еще жрецы
Египта заметили, что эпидемии минуют храмы, если в них курят ладан. В
1770 году, когда в Москве свирепствовала чума, Троице-Сергиев монастырь
был от нее «чудесно сохраняем». «Сюда, в монастырь, открытый для всех,
стекались недужные — и здесь не было ни одного, умершего от заразы,
многие даже исцелились от нее».
В народе издавна бытовало поверье: «В храме Божием заболеть нельзя», и оно имело вполне реальное основание.
В
1608 году сухой перегонкой из ладана получили игольчатые кристаллы,
способные возгоняться (испаряться, минуя жидкое состояние). Кристаллы
назвали бензойной кислотой. И, как выяснилось позже, бензойная кислота —
прекрасный антисептик. В наше время ее получают не из ладана, а гораздо
более дешевым способом — окислением толуола и широко применяют при
получении консервантов и антибиотиков, лекарственных препаратов,
красителей, в парфюмерной промышленности.
Дым благовоний не только очищает воздух от бактерий. У него есть одно
свойство, быть может, еще более важное, о котором несомненно было
известно древним жрецам. Выдающийся английский этнограф Джеймс Джордж
Фрэзер, автор 12-томного труда «Золотая ветвь», сообщил о ладане
интересные сведения.
Аборигены острова Ява, верившие в
существование добрых и злых духов, полагали, что каждый дух имеет своего
истолкователя, которым часто является женщина. Эта женщина, для того
чтобы подготовить себя к восприятию сообщений духа, садится рядом с
курильницей, накрывает свою голову и в таком импровизированном шалаше
вдыхает дым ладана.
Постепенно она впадает в экстаз,
сопровождающийся пронзительными криками, ужасными конвульсиями и
спазмами. Это является признаком того, что дух вошел в нее, и когда она
успокаивается, ее слова принимаются за откровения оракула.
Предполагается, что ее собственная душа в это время отсутствует, и слова
исходят от вселившегося в нее духа.
Американский зубной врач
Гарри Райт, наблюдавший действия знахарей в Южной Америке, Африке и
Австралии, в книге «Свидетель колдовства» рассказал о том, что знахари,
для того чтобы скорей добиться успеха, окуривают своих пациентов
ладаном. Согласно его наблюдениям, дым ладана повышает внушаемость.