Изображенного на кресте распятого Иисуса они воспринимали как
летающего человека, на спине и руках которого выросли перья. «Вот почему
у него всегда руки раскрыты и вот почему он улетел на небо», — заключил
как-то старшина местной китайской общины Чжан Бао, рассматривая такой
крестик. Легенда о летающем человеке была широко распространена в те
времена. Будоражит она умы приморцев и сегодня. Так кто же такой этот
летающий человек дальневосточной тайги?
Пропавшие следы :
«На тропе я увидел медвежий след, весьма похожий на человеческий, —
писал исследователь Уссурийского края Арсеньев о своем походе на приток
Анюя реку Гобилли в 1908 г. — Альпа ощетинилась и заворчала, и вслед за
тем кто-то стремительно бросился в сторону, ломая кусты. Однако зверь не
убежал, он остановился вблизи и замер в ожидательной позе. Так
простояли мы несколько минут. Наконец я не выдержал и повернулся с
намерением отступить. Альпа плотно прижалась к моим ногам. Едва я
шевельнулся, как неизвестный зверь тоже отбежал на несколько метров и
снова притаился.
Напрасно я всматривался в лес, стараясь узнать, с кем имею дело, но
чаща была так непроницаема и туман так густ, что даже стволов больших
деревьев не было видно. Тогда я нагнулся, поднял камень и бросил его в
ту сторону, где стоял неведомый зверь. В это время случилось то, чего я
вовсе не ожидал. Я услышал хлопанье крыльев. Из тумана выплыла какая-то
большая темная масса и полетела над рекой. Через мгновение она скрылась в
густых испарениях, которые все выше поднимались от земли. Собака
выражала явный страх и все время жалась к моим ногам.
Вечером после ужина я рассказал удэхейцам о том, что видел в тайге.
Они принялись очень оживленно говорить о том, что в здешних местах живет
человек, который может летать по воздуху. Охотники часто видят его
следы, которые вдруг неожиданно появляются на земле и так же неожиданно
исчезают, что возможно только при условии, если человек опускается
сверху на землю и опять поднимается на воздух. Удэхейцы пробовали за ним
следить, но он каждый раз пугал людей шумом и криками, такими же точно,
какие я слышал сегодня.
В это время вмешался в разговор Чжан-Бао. Он сказал, что в Китае тоже
встречаются летающие люди. Их называют «Ли-чжен-цзы». Они живут в
горах, вдали от людей, не едят ни хлеба, ни мяса, а питаются только
растением Ли-чжен-цау, которое можно узнать только в лунные ночи по
тому, как на нем располагаются капли росы. Чжан-Бао даже сам видел
такого человека».
Ли-чжен-цзы — сын молнии и грома, он младенцем падает на землю во
время грозы. Это сильный, божественный человек, заступник обиженных,
герой. Посещение им людей приносит удачу в промыслах и в тяжбах при
решении спорных вопросов. По мнению Чжан-Бао, летающий человек на реке
Гобилли был один из Ли-чжен-цзы, китаец и уж никак не удэхеец. Сказание
удэхейцев о людях с крыльями позаимствовано ими от китайцев в древние
времена.
Фольклор гольдов, орочей, удэгейцев Приморья богат историями о
летающих людях местных лесов. Например, удэгейцы с реки Самарги
рассказывали, что один молодой удэгеец как-то странно себя вел, он
тосковал, иногда плакал, много спал и притом тревожно по ночам говорил,
спорил, пел, жаловался. Говорил, что у него болят руки и спина. Однажды
во время пурги он надел лыжи и пошел по тайге. Опасаясь, как бы он не
замерз, другие люди пошли его искать. Они шли по следам, оставленным его
лыжами. Эти следы привели их к крутому обрыву и тут пропали совершенно:
ни в стороне, ни внизу, нигде более следов не было. Значит, человек
улетел. С той поры о нем нигде не было ни слуха, ни духа.
Был еще один случай. Молодой человек, только что женившийся, стал
часто говорить о том, что он улетит. Жена заметила, что он часто
ощупывает свои руки с задней и с исподней сторон. Она подговорила своих
соседей: они напоили ее мужа пьяным, раздели, и тогда все увидели, что у
него на руках, как у птицы, растут перья. Женщина взяла ножницы и
обстригла эти перья. С той поры они уже более не вырастали.
Все рассказы местных народов сходны в одном — у летающих людей по
внутренним сторонам рук и под мышками вырастают перья, как у птиц, такие
люди имеют руки-крылья.
Сын грома и молнии
Чтобы понять, кого имел в виду Чжан-Бао, нужно обратиться к
древнейшей китайской истории. В классификации китайских богов 16 века
«Возведение в ранг духов» имеется дух Лэйчженьцзы (Сын грома и молнии), —
небесное существо, появившееся из великой грозы на Горе ласточек в 11
в. до нашей эры.
Правитель этих мест князь царства Чжоу (в центральном Китае) Цзи Чан
после необычно сильной грозы обнаружил на вершине горы в мистическом
склепе новорожденного младенца. Он тут же объявил его своим третьим
сыном. Находившийся здесь же его советник, бессмертный житель облаков
Юньчжунли из пещеры с Яшмовыми колоннами на вершине Горы южного края
попросил взять ребенка на руки и обратился к Цзи с просьбой: «Князь.
Разреши мне взять его на Гору южного края, чтобы вырастить и обучить.
Когда через семь лет ты придешь туда, я верну его тебе». Князь разрешил,
и Юньчжунли тотчас же с ребенком на руках прошил облака и растворился в
небе. На Горе южного края он занялся обучением Лэйчженьцзы, наставляя
его на «даоистский путь спасения династии».
Через семь лет Юньчжунли, на облаке облетая гору, заметил князя Чжоу,
преследуемого генералом Инь и Лэй из царства Вэй. В то время Китай
представлял из себя территорию пяти враждующих царств, и князь Цзи Чан
был разбит княжеством Вэй и бежал из столицы. Настало время Лэйчжэньцзы
спасать династию. Юньчжунли сказал Лэйчжэньцзы взять оружие, которое
находится на краю пропасти. Лэйчженьцзы оружия на краю не обнаружил, но
нашел два больших абрикоса, которые тут же и съел.
Моментально на его спине выросли крылья, а лицо стало «как у
монстра». Вернувшись к учителю, он получил золотой жезл и инструкции о
том, как помочь отцу. Сперва он разобрался с генералами Лэй и Инь из
царства Вэй, с помощью золотого жезла пустив на них каменный сель.
Затем, поместив отца на спину, он перенес его через все пять перевалов
обратно. Вернув отца, он сказал: «Отец мой, вы теперь в безопасности.
Теперь я должен попрощаться и вернуться на Гору южного края. Пожалуйста,
береги себя. Я снова увижу тебя когда-нибудь». После этого Сына грома и
молнии не раз видели в Китае в тех местах, где требовалась справедливая
помощь. Видели его в Приморье и в наше время.
В 1970 г. один охотник отправился в тайгу со своей собакой Пальмой. В
какой-то момент он услышал странные женские крики. Похоже, кричали
очень далеко. Собака насторожилась. Затем крики стали приближаться, и
охотнику даже показалось, что он услышал свое имя. Ужас обуял его
мгновенно. Пальма, жавшаяся к его ногам, вдруг жалобно заскулила и
бросилась прочь от хозяина в страшном испуге. Сам Аверьянов побежал в
другую сторону, как ему показалось, домой, к поселку. Но крики
становились все ближе. Оглянувшись, он не удержался и упал возле
поваленного дерева. В этот момент черная тень накрыла его: над ним с
шумом пронеслось страшное чудовище.
Он успел рассмотреть перепончатые крылья и покрытые коричневой
шерстью, но с лысыми коленками, человечьи ноги. И почувствовал ни с чем
не сравнимый отвратительный запах, от которого пошла кругом голова. Оно
хотело схватить охотника, и только падение последнего спасло его от
плена. Вернулся он домой поседевшим. Собака пришла только через два дня…
Еще один пример. Инесса Григорьева приехала в Анисимовку на отдых в
конце января 1997 г. Прогуливаясь с собакой по окраине села, она
заметила крупную птицу, летевшую в ее сторону. Присмотрелась, пытаясь
определить, что это, и остолбенела. «Я видела две свисающие вниз ноги,
похожие на человеческие. Существо снизилось, сделало круг и затем
улетело. Крылья были неподвижны, двигалось существо бесшумно, у него
явно было человеческое лицо, во всяком случае, большие глаза и рот я
разглядела». Летающий человек не причинил вреда Инессе. Пес примчался к
дому и забился под машину, откуда вылез не скоро. Но возможно, что эти
современные встречи не что иное, как встречи с гигантскими пернатыми
Приморья.