Это еще не все. На второе десятилетие XXI века инженеры-электронщики
обещают нам, что эта штука будет встроена в человеческий организм
наподобие протеза, а еще спустя десяток лет – наподобие железы типа
щитовидной или предстательной. В обоих случаях организм практически
ставится под контроль машины... А по каким программам работает эта
машина? Кто их разработал? Господь Бог или ты сам? Не открывается ли
здесь возможность безбрежного манипулирования психикой и интеллектом
человека?
Да полно – человек ли это уже перед нами? Скорее, кибернетический организм...»
Значит, будущее человечества, если оно будет продолжать идти в этом же
направлении, – это будущее кибернетических организмов или биороботов, у
которых в качестве протезов можно будет менять даже головы? А
возможно... и мозги? И тогда самые худшие представления фантастов о
превращении людей в андроидов станут реальностью. Это будет уже не
эволюция человечества, а эволюция киборгов, поскольку «людей» можно
будет собирать из комплекта запчастей, как и любое техническое
устройство. И вряд ли это то, о чем мы мечтаем.
Об опасности
дальнейшей компьютеризации и киборгизации для человечества предупреждают
также такие футурологи, как Н.Винер и Дж.Бернал. Развитие телевидения,
компьютерных сетей, прочих средств массовой информации создает
предпосылки для манипулирования мировосприятием и поведением людей, а
зависимость от технических систем и устройств превращает человечество по
существу в их заложников и рабов.
Еще один футуролог – Э.Корниш – подчеркивает: «Многие
люди могут отказаться от реальной жизни в пользу виртуального мира,
созданного шоу-бизнесом. В будущем для этого потребуется минимум
фантазии, так как новые технологии позволят создать сверхреалистическую
имитацию людей, интерьеров, событий. Подобный мир иллюзий окажется столь
привлекательным, что большинство людей захотят, возможно, провести в
нем жизнь. Виртуальная реальность может практически полностью подменить
действительность».
Вообще, ученый дает явно не
оптимистический прогноз в отношении увлечения человечеством
телевидением, компьютерами, электронными играми. Так, он справедливо
считает, что увеличение числа информационных источников отвлекает людей
от решения реальных проблем, заставляет их все больше жить телевизионной
и компьютерной виртуальной реальностью, отучает логически мыслить. Люди
все больше доверяют компьютеру решение своих проблем и теряют
способности к самостоятельному принятию решений. Кроме того, постоянное
просиживание перед экранами телевизоров и компьютеров ведет к
малоподвижному образу жизни, что приводит к появлению избыточного веса
и, как следствие, – к ранним инфарктам и диабету. Кроме того, по мнению
профессора Э.Аветисова из НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, у 34%
операторов ЭВМ снижается острота зрения, у 44% – способность четко
видеть предметы на расстоянии, у 49% – бинокулярное зрение.
А вот что пишет по этому поводу А.Пензенский: «Компьютеры
творят с человеком удивительные вещи. Казалось бы, «помесь пишущей
машинки с телевизором», как шутливо называл его в свое время В.Войнович,
обычная железка – куча микросхем с пропеллером внутри. Но если втянулся
– за уши не оттащишь. Игры, музыка, видео и прочие мультимедийные
штучки типа атласов и энциклопедий – все это безумно интересно и
относительно недорого, а иногда и вообще даром. Сидишь себе, увлеченный
какой-нибудь очередной программной игрушкой (не обязательно именно
игрой), и не замечаешь, как время летит. А если еще к Интернету
подключиться – то считай, что вообще пропал, сколько там всего
интересного и опять же задаром (только провайдеру плати за время на
линии).
Однако психологи говорят, что компьютер, будучи,
безусловно, полезной и даже необходимой в работе вещью, таит в себе
много опасностей. Речь идет не о потраченном впустую, за дурацкими
играми времени (а его, как известно, не воротишь) и даже не о всяких
гадостях, коими заполнен Интернет и которые могут повредить слабую
психику ребенка, и даже не о потоках избыточной информации,
«информационном шуме». Все это, в конце концов, несложно преодолеть
силой воли, родительским надзором и умением из кучи руды извлекать
золотой песок. Проблемы, требующие этого, всегда стояли перед человеком,
и техника тут совершенно не виновата.
Дело в другом. Человек,
глубоко погрузившись в виртуальную реальность, теряет связь с обществом,
прежде всего – со своей семьей. Причем теряет незаметно, постепенно. Он
сокращает время общения с близкими – и вовсе не потому, что тратит его
на игры и ИНТЕРНЕТ. Просто люди начинают его раздражать».