Расскажи друзьям:
Меню сайта


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
» » Человек Загадка. Казимир Малевич: мир как космос

Человек Загадка. Казимир Малевич: мир как космос

Размер шрифта: A A A



Искусство, как ничто другое, помогает развить в себе умение проводить параллели и видеть больше окружающих.

Малевич - как двуликий Янус во всем. С одной стороны он - это черный квадрат: маг, пророк, революционер, с другой - подвержен фарсу, определенной экстравагантности. Вершиной его творчества является его всегда тяжелая юмористическая сторона.

Казимир Малевич родился в 1879-м году в Украине, в семье польского происхождения. Ее связь с польским средой, однако, была почти утрачена. Остались, разве что, семейные традиции, язык и римско-католическое вероисповедание.

Детство свое, до 17 лет, он провел в селах - семья время от времени переезжала. В Пархомовке Малевич посещал пятиклассную сельскохозяйственную школу, которую так и не закончил. Никто в семье не был знатоком искусства, поэтому ничто не указывало на то, что Малевич станет художником.

И, собственно, он не стал традиционным художником. Сначала Малевич был «художником выходного дня», рисование было его хобби. Потребность в искусстве открылась у Малевича внезапно. И через 20 лет его уже можно было назвать проводником нового направления в искусстве ...

Село имело чрезвычайное значение в жизни и творчестве Малевича. Детство в этой среде влияние на его становление как человека и художника. Его юмор - блестящий, но тяжелый, глубинный, «деревенский» - близок к народу. Его язык - образный, легкий, философский, народный.

Можно сказать, что первыми ценителями его творчества были украинские крестьянки, которые охотно вышивали и ткали ковры по его эскизам. Беспредметное и орнаментальное мышление, присущее Малевичу, было им близко. Ведь горожанам нужен сюжет для понимания живописи, они воспринимают его «сквозь слуховое окно литературы». А для крестьян бессюжетные мотивы всегда были естественными.

В селе Малевич видел особую цветовую энергию. А насчет горожан считал, что они бы краскобоязливыми, ведь они даже одеваются сдержанно.

Село для Малевича - не социо-политическое понятие. Это место, где сущность и живописность природы проявляются лучше. Село в своих картинах он противопоставляет городу как ячейке цивилизации металла, всего футуристического и механического.

После «реукраинизации» Малевича в конце 20-х годов его возвращения из России на родину - в село вновь становится основной темой его творчества. А точнее - трагедия украинского села (одновременно трагедия человека, раздавленного властью). Он показывает ее своими собственными средствами: люди на картинах будто лишены рук.

Загадка «Черного квадрата»

Друзья Малевича рассказывали, что форма «Черного квадрата» пришла к нему неожиданно, как озарение. Он в течение недели не мог ни есть, ни спать. Есть свидетельства, что в монохромном варианте эта картина была насыщена цветами.

До того, как прийти к минимализму, Малевич продемонстрировал, что обладает академической живописью. Художник накапливает художественные, интеллектуальные, ментальные и творческие энергии, чтобы потом осуществить «выплеск», идущий от его сознания через руку на холст. И хотя в результате может получиться квадрат Малевича или ведра краски на полотнах Поллока, это нельзя назвать чем-то простым. В искусстве всегда есть элемент случая. Но эта «случайность» - подготовлена всей жизнью художника.

Парадоксальность «Черного квадрата» сделала Малевичу большую услугу: трудно найти того, кто не слышал о нем. Искусство этого рода построено не на логике, а на внушении, эмоциональном «выбросе».

Характерно, что Малевич никогда не выставлял «Черный квадрат» самостоятельно, а всегда вместе с другими произведениями. На фотографии первой Супрематической экспозиции видно, что «Черный квадрат» занимает почетное место «в углу», как икона. Но вокруг тоже беспредметные, мощные, минималистичные произведения. Это создает аналогию с увеличенными народными орнаментами: раздробленными, перемешанными. Сам «Квадрат» служит манифестом того, что можно рисовать бессюжетно, беспредметно, минималистично.

О категориях творчества Малевича

Малевич ощущал мир как космос - это то чрезвычайное детское ощущение, что мы теряем с возрастом. Малевич даже свой супрематизм иногда называл «космизмом». Он говорил: «Мои картины не имеют ни низа, ни верха, ни веса». Малевич мыслит космически геометрическими категориями. Именно поэтому он так критикует натурализм и академизм, называя его «пародией на жизнь» и «мертвописом» - ведь он слишком привязан к земле. Он считал, что человек, который не чувствует космического пространства, живет как в какой-то каторге; ему чего-то не хватает, он задыхается, Земля превращается как бы в «камеру смертников». Ощущение же космичности, бессмертие, дарит покой и гармонию.

А еще очень важен для Малевича был ритм. Живопись его именно такая - ритмизированная, пульсирующая, космическая. Малевич вместе с авангардистами первым так акцентировано выделил эту очень важную категорию, которой натуралисты до него не мыслили. Все, что существует, пульсирует только благодаря ритмичному построению – повторам и активным паузам. Ритм в ХХ веке стал центральной категорией, а творчество Малевича все ритмизованное. Именно поэтому он так «пришелся по плечу» этому веку.

Почему можно поучиться у Малевича?

Малевич может помочь нам жить. Он борется против иллюзий жизни. Он помогает посмотреть на искусство всех эпох иначе. Дает умение всегда видеть сущность вещей по их форме, видеть «живописное» в каждой картине.

© Мария Кондрашова статья написана специально для сайта ufoleaks.su



Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.


Категория: Новости / Человек | Просмотров: 2154

Читайте также:
  • Штурм сознания. Обитель разума
  • Необъяснимо, но факт. Месть вещей
  • Человек стремительно теряет способности творца и превращается в исполнителя
  • 10 философских высказываний Альберта Эйншейтна
  • У шимпанзе и человека похожие ассоциации чувств
  • Озарение - процесс неожиданный и неконтролируемый. Можно ли влиять на свой мозг и заказывать
    Они всегда рядом с нами. Мы не можем прожить без них. Вещи - вечные спутники человека. Но иногда
    За последние 10 лет произошли колоссальные изменения в психике среднего цивилизованного человека,
    ......
    ......