По словам г-на Эстрада-Бельи, фриз — один из лучших в своём роде: «Он сохранился почти на 95%. Разрушен только один угол, потому что находился слишком близко к поверхности. Остальная часть не утратила ни одной детали». Г-н Эстрада-Бельи связан с Тулейнским и Бостонским университетами, а также Американским музеем естественной истории и Национальным географическим обществом (все — США).
Фриз изображает три человеческие фигуры со сложными головными украшениями из птичьих перьев. Имя центрального персонажа удалось расшифровать — это Оч-Чан-Йопат. Строитель храма?
Археолог Марчелло Кануто, директор Института исследований Центральной Америки Тулейнского университета, не скрывает зависти: «Я сплю и вижу, что однажды найду нечто столь хорошо сохранившееся, а Франсиск сделал это за меня».
О поразительной степени сохранности свидетельствуют также следы красной, синей, зелёной и жёлтой краски на фризе. «Это был праздник для глаз в древние времена», — отмечает г-н Кануто.
Символ местного царя.
Специалист по иероглифике майя Дэвид Стюарт из Техасского университета в Остине (США) отмечает, что большинство крупных храмов майя, скорее всего, были украшены подобными элементами, причём каждый фасад строения зачастую нёс уникальное послание. Увы, не все храмы были так хорошо засыпаны землёй и законсервированы, как этот.
Та часть храма в Холмуле, где нашли фриз, датируется примерно 590 г., то есть классическим периодом майя, когда велась борьба между двумя главными династиями — Тикаля и Кануля. Царства боролись за ресурсы и контроль над городами-государствами поменьше. Историки не знали, на чьей стороне был Холмуль, но надпись на фризе поведала, что строительство храма велось по приказу Ах-Восаля, правителя соседнего города-государства под названием Наранхо, который, как известно из других источников, был вассалом Кануля.
В этой надписи обнаружен необычный глагол, который переводится «он навёл порядок». Рядом стоит имя какого-то забытого бога.
В 2012 году группа г-на Кануто нашла и расшифровала серию надписей в другом городище майя такого же размера, как Холмуль, — Ла-Короне, тоже находившимся под властью Кануля. Открытия говорят о том, что эти сравнительно маленькие города-государства всё же играли значительную роль на геополитической сцене региона.
Почему же Холмуль, в котором жили всего 10–20 тыс. человек, был так важен для Тикаля и Кануля? Г-н Эстрада-Белли полагает, что Холмуль занимал стратегически выгодное положение с точки зрения обоих царств. Город лежал вдоль лучшего пути в направлении восток — запад между Тикалем и побережьем. А по линии север — юг он находился между столицей Кануля Цибанче и гватемальским высокогорьем, причём этот путь не проходил через тикальскую территорию. Гватемальское высокогорье богато ресурсами: базальтом, обсидианом и жадом, желанными для обоих царств. «Правитель майя без жада не правитель», — подчёркивает г-н Кануто.
Подчинив Холмуль на востоке и Ла-Корону на западе, Кануль получил доступ к этим богатствам.
Божество держит в руках символ, читаемый как «первый тамале». За ним виден пернатый змей, который выходит из чрева горы — легендарного места рождения правителей Холмуля.
Фриз оставлен в Холмуле, ибо он слишком велик для транспортировки. «Мы, конечно, постараемся его сохранить, — обещает г-н Эстрада-Бельи. — Но очень обеспокоены его нынешним состоянием, поэтому нам пришлось закопать обратно входной туннель, дабы обеспечить ему стабильные условия».
Франсиско Эстрада-Бельи очищает человеческие останки, лежавшие под ступенями храма.
Подготовлено по материалам National Geographic.
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.