Один космический снимок может содержать обзорную информацию, равную
тысяче снимков, полученных при аэрофотосъемке. Cоответственно
космическое вооружение может применяться в зоне прямой видимости на
значительно большей территории, чем земные виды вооружения. Еще большие
возможности открываются при этом и для космической разведки.
Большая обзорность околоземного космического пространства (КП) позволяет
осуществлять глобальное наблюдение космическими средствами за всеми
районами земной поверхности, воздушным и космическим пространством
практически в реальном масштабе времени. Это дает возможность мгновенно
реагировать на любое изменение обстановки в мире. Не случайно, по мнению
американских специалистов, в подготовительный период космические
системы разведки позволяют получать до 90 процентов информации о
потенциальном противнике.
Геостационарные радиопередатчики,
расположенные в космосе, имеют в зоне радиовидимости половину земного
шара. Данное свойство КП позволяет обеспечить непрерывную связь между
любыми приемными средствами на полушарии, как неподвижными, так и
подвижными.
Космическая группировка радиопередающих станций
покрывает всю территорию Земли. Данное свойство КП позволяет
контролировать перемещение объектов противника и координировать действия
союзных сил на территории всего земного шара.
Визуальные и
оптические наблюдения из космоса характеризуются так называемым
свойством сверхвидимости: дно с борта корабля просматривается на глубину
до 70 метров, а на снимках из космоса – до 200 метров, при этом видны и
объекты, находящиеся на шельфе. Это позволяет контролировать наличие и
перемещение ресурсов противника и делает бесполезными средства
маскировки, эффективные против воздушной разведки.
От наблюдения к действиямПо
экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со
стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным
на поверхности Земли, за 8–15 минут. Это сопоставимо с подлетным
временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из
акватории Северной Атлантики по Центральному району России.
Сегодня
грань между воздушными и космическими средствами боевых действий
стирается. Так, например, беспилотный воздушно-космический самолет Boing
X37B (США) может применяться для разных целей: наблюдения, запуска
спутников и нанесения ударов.
С позиций наблюдения околоземное
космическое пространство создает наиболее благоприятные условия для
сбора и передачи информации. Это позволяет эффективно использовать
информационные системы хранения информации, размещенные в космосе.
Перенос копий земных информационных ресурсов в космос повышает их
безопасность в сравнении с хранением на земной поверхности.
Экстерриториальность
околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет над
территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения
военных действий. Практически каждое космическое средство может
оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При
наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую
точку земного шара постоянно.
В околоземном космическом
пространстве (ОКП) невозможно использовать такой поражающий фактор
обычного оружия, как ударная волна. В то же время практическое
отсутствие атмосферы на высоте 200–250 километров создает благоприятные
условия применения в ОКП боевого лазерного, пучкового, электромагнитного
и других видов оружия.
Учитывая это, США еще в середине 90-х
годов прошлого столетия планировали развернуть в околоземном
пространстве около 10 специальных космических станций, оснащенных
химическими лазерами мощностью до 10 МВт для решения широкого круга
задач, в том числе по уничтожению космических объектов различного
назначения.
Применяемые в военных целях космические аппараты (КА) можно классифицировать, как и гражданские, по следующим признакам:
по
высоте орбит – низкоорбитальные с высотой полета КА от 100 до 2000
километров, средневысотные – от 2000 до 20 000 километров,
высокоорбитальные – от 20 000 километров и более;
по углу наклонения
– на геостационарных орбитах (0º и 180º), на полярных
(i=90º) и промежуточных орбитах.
Специальная характеристика боевых космических аппаратов – функциональное назначение. Она позволяет выделять три группы КА:
обеспечивающие;
боевые (для нанесения ударов по объектам, находящимся на поверхности Земли, системам ПРО и ПКО);
специальные (радиоэлектронной борьбы, перехватчики радиолиний и т. д.).
В
настоящее время в состав комплексной орбитальной группировки входят
космические аппараты видовой и радиоэлектронной разведки, связи,
навигации, топогеодезического и метеорологического обеспечения.
От СОИ к ПРО
На
рубеже 50–60-х годов США и СССР, совершенствуя свои системы вооружений,
проводили испытания ядерного оружия во всех природных сферах, включая
космос.
По официальным, опубликованным в открытой печати перечням
ядерных испытаний, к категории космических ядерных взрывов были
отнесены пять американских, проведенных в 1958–1962 годах, и четыре
советских – в 1961–1962-м.
В 1963 году министр обороны США Роберт
Макнамара объявил о начале работ по программе «Сентинел» (sentinel –
часовой), которая должна была обеспечить защиту от ракетных атак
значительной территории континентальной части Соединенных Штатов.
Предполагалось, что система противоракетной обороны (ПРО) будет
двухэшелонной, состоящей из высотных дальних перехватчиков LIM-49A
Spartan и противоракет ближнего перехвата Sprint и связанных с ними РЛС
PAR и MAR, а также вычислительных систем.
26 мая 1972 года США и СССР
подписали Договор об ограничении систем ПРО (вступил в силу 3 октября
1972 года). Стороны обязались ограничить свои системы ПРО двумя
комплексами (радиусом не более 150 километров с количеством пусковых
установок противоракет не более 100): вокруг столицы и в одном районе
расположения шахт стратегических ядерных ракет. Договор обязывал не
создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО космического,
воздушного, морского или мобильно-наземного базирования.
23 марта
1983 года президент США Рональд Рейган заявил о начале
научно-исследовательских работ, которые ставили своей целью изучение
дополнительных мер против межконтинентальных баллистических ракет (МБР)
(Anti-Ballistic Missile – ABM). Реализация этих мер (размещение
перехватчиков в космосе и т. п.) должна была обеспечить защиту всей
территории США от МБР. Программа получила название Стратегическая
оборонная инициатива (СОИ) (Strategic Defense Initiative – SDI). Она
предусматривала использование наземных и космических систем для защиты
Соединенных Штатов от ударов баллистических ракет и формально означала
отход от существовавшей ранее доктрины «взаимного гарантированного
уничтожения» (Mutual Assured Destruction – MAD).
В 1991 году
президент Джордж Буш-старший выдвинул новую концепцию программы
модернизации ПРО, которая предполагала перехват ограниченного числа
ракет. С этого момента начались попытки США создать национальную систему
ПРО (НПРО) в обход Договора по ПРО.
В 1993 году администрация Билла
Клинтона изменила название программы на систему противоракетной обороны
(ПРО) территории (National Missile Defense – NMD).
Создаваемая
система ПРО США включает в себя центр управления, станции дальнего
обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения
ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в
космос с целью уничтожения баллистических ракет противника.
В 2001
году Джордж Буш-младший объявил, что система ПРО будет защищать
территорию не только США, но и союзников и дружественных стран, не
исключив размещения на их территории элементов системы. Среди первых в
этом списке оказалась Великобритания. Ряд стран Восточной Европы, в
первую очередь Польша, тоже официально выражал желание разместить на
своей территории элементы системы ПРО, включая противоракеты.
В программе участвуютВ
2009 году бюджет военно-космической программы США составил 26,5
миллиарда долларов (весь бюджет России – всего 21,5 миллиарда долларов).
В настоящее время в данной программе участвуют следующие организации.
Стратегическое
командование вооруженных сил США (United States Strategic Command –
USSTRATCOM) – единое боевое командование в составе Министерства обороны
США, основанное в 1992 году взамен упраздненного стратегического
командования ВВС. Объединяет стратегические ядерные силы, силы ПРО и
космические силы.
Стратегическое командование было сформировано с
целью усиления централизации управления процессом планирования и боевого
применения стратегических наступательных вооружений, повышения гибкости
управления ими в различных условиях военно-стратегической обстановки в
мире, а также улучшения взаимодействия между компонентами стратегической
триады.
Национальное агентство геопространственной разведки (NGA) со
штаб-квартирой в городе Спрингфилде, штат Вирджиния, является
агентством боевого обеспечения Министерства обороны и членом
разведывательного сообщества. В NGA используют снимки с космических
национальных информационных систем разведки, а также коммерческих
спутников и других источников. В рамках этой организации разрабатывают
пространственные модели и карты для поддержки принятия решений. Основное
ее назначение – пространственный анализ глобальных мировых событий,
стихийных бедствий и военных действий.
Федеральная комиссия по связи
(FCC) контролирует политику, правила, процедуры и стандарты для
лицензирования и регулирования орбитальных заданий для спутников
Министерства обороны (DoD).
Национальное управление разведки
(National Reconnaissance Office – NRO) проектирует, строит и
эксплуатирует в США разведывательные спутники. Миссия NRO заключается в
разработке и эксплуатации уникальных инновационных систем для задач
разведки и проведения разведывательной деятельности. В 2010 году NRO
отпраздновало свое 50-летие.
Войска космической и ракетной обороны
(Army Space and Missile Defense Command – SMDC) основаны на концепции
глобального пространственного ведения боевых действий и обороны.
Агентство
противоракетной обороны (Missile Defense Agency – MDA) выполняет
разработку и испытание комплексных многоуровневых систем противоракетной
обороны для защиты Соединенных Штатов, их развернутых сил и союзников
во всех диапазонах баллистических ракет противника на всех этапах
полета. MDA использует спутники и наземные станции слежения,
обеспечивающие глобальный охват земной поверхности и околоземного
космического пространства.
В пустыне и не толькоАнализ
ведения войн и вооруженных конфликтов в конце XX века показывает
растущую роль космических технологий при решении задач военного
противостояния. В частности, такие операции, как «Щит в пустыне» и «Буря
в пустыне» в 1990–1991 годах, «Лис в пустыне» в 1998-м, «Союзная сила» в
Югославии, «Свобода Ираку» в 2003-м, демонстрируют ведущую роль при
боевом обеспечении действий войск космических информационных средств.
В
ходе военных операций военно-космические информационные системы
(разведки, связи, навигационного, топогеодезического и
метеорологического обеспечения) применялись комплексно и результативно.
В
частности, в зоне Персидского залива в 1991 году со стороны
коалиционных сил была задействована орбитальная группировка из 86
космических аппаратов (29 – разведки, 2 – предупреждения о ракетном
нападении, 36 – навигации, 17 – связи и 2 – метеообеспечения). Кстати,
Министерство обороны США действовало тогда под лозунгом «Мощь на
периферию» – тем самым, что использовали во Второй мировой войне союзные
войска для борьбы в Северной Африке против Германии.
Значительную
роль в 1991 году играли средства космической разведки США. Получаемая
информация использовалась на всех этапах операций. По мнению
американских специалистов, в подготовительный период космические системы
обеспечивали получение до 90 процентов информации о потенциальном
противнике. В зоне боевых действий вместе с региональным комплексом
приема и обработки данных были развернуты приемные терминалы
потребителей, оснащенные компьютерами. Они сравнивали принятую
информацию с уже имеющейся и в течение нескольких минут представляли на
экране обновленные данные.
Космические системы связи
использовались всеми звеньями управления до батальона (дивизиона)
включительно, отдельного стратегического бомбардировщика,
самолета-разведчика, самолета дальнего радиолокационного обнаружения
AWACS (Airborne Warning End Control System), боевого корабля. Также
применялись каналы международной системы спутниковой связи Intelsat
(«Интелсат»). Всего в зоне военных действий было развернуто более 500
приемных станций.
Важное место в системе обеспечения боевых
действий занимала космическая метеорологическая система. Она позволяла
получать снимки земной поверхности с разрешением около 600 метров и
давала возможность изучать состояние атмосферы для краткосрочных и
среднесрочных прогнозов на район военного конфликта. По метеосводкам
составлялись и корректировались плановые таблицы полетов авиации. Кроме
того, планировалось использовать данные от метеоспутников для быстрого
определения зон поражения на местности в случае возможного применения
Ираком химического и биологического оружия.
Многонациональными
силами широко использовалось навигационное поле, созданное космической
системой NAVSTAR. С помощью ее сигналов повышалась точность выхода
авиации на цели в ночное время, корректировалась траектория полета
авиационных и крылатых ракет. Совместное применение с инерциальной
навигационной системой позволяло выполнять маневр при подходе к цели как
по высоте, так и по курсу. Ракеты выходили в заданную точку с
погрешностями по координатам на уровне 15 метров, после чего точное
наведение осуществлялось с помощью головки самонаведения.
Космос на сто процентов
При
проведении операции «Союзная сила» на Балканах в 1999 году США впервые
применили в полном объеме практически все свои военные космические
системы для оперативного обеспечения подготовки и проведения боевых
действий. Они использовались в решении как стратегических, так и
тактических задач и сыграли значительную роль в успехе операции. Активно
применялись и коммерческие космические аппараты для разведки наземной
обстановки, доразведки целей после нанесения воздушных ударов, оценки их
точности, выдачи целеуказания на системы оружия, обеспечения войск
космической связью и навигационной информацией.
Всего в кампании
против Югославии НАТО использовало уже около 120 спутников различного
назначения, в том числе 36 спутников связи, 35 разведывательных, 27
навигационных и 19 метеорологических, что почти в два раза превышало
масштабы использования в операциях «Буря в пустыне» и «Лис в пустыне» на
Ближнем Востоке.
В целом, по данным зарубежных источников, вклад
космических сил США в повышение эффективности военных действий (в
вооруженных конфликтах и локальных войнах в Ираке, Боснии и Югославии)
составляет: по разведке – 60 процентов, связи – 65 процентов, навигации –
40 процентов, а в перспективе интегрально оценивается в 70–90
процентов.
Таким образом, анализ опыта ведения боевых действий
вооруженными силами США и НАТО в вооруженных конфликтах в конце XX века
позволяет сделать следующие выводы:
только космические средства
разведки позволяют наблюдать противника на всю глубину его обороны,
средства связи и навигации обеспечивают глобальной связью и высокоточным
оперативным определением координат любых объектов. Это дает возможность
вести боевые действия практически на необорудованных в военном
отношении территориях и удаленных театрах военных действий;
подтвердились необходимость и высокая эффективность применения групп
космической поддержки, создаваемых в различных звеньях управления;
выявлен новый характер действий войск, проявляющийся в появлении
космической фазы военных действий, которая предшествует, сопровождает и
завершает военный конфликт.