Команда исследователей из Национального музея естествознания США (US National Museum of Natural History) сообщила о сенсационной находке: древняя окаменелость самки комара, возраст который составляет не менее 46 миллионов лет, содержит молекулы крови позвоночных.
Группа учёных под руководством Дейла Гринвальта (Dale Greenwalt) описала своё исследование встатье, опубликованной на страницах журнала PNAS.
Данное открытие указывает на то, что кровососущие паразитирующие насекомые были так же распространены десятки миллионов лет назад, как и сегодня. Гринвальт называет находку большой удачей.
Ранее учёные также находили окаменелости комаров, но об их паразитических привычках судили либо по анатомии тела, либо по наличию в их кишечнике специфических паразитов, которые появляются на свет только в присутствии крови. Настоящие же молекулы крови были обнаружены в останках древнего насекомого впервые.
"Внутренности насекомого, наполненные кровью — очень хрупкая структура. Она напоминает раздувшийся воздушный шарик с жидкостью внутри. Шанс, что за все эти годы, живот комара не лопнет, очень мал. Именно поэтому я считаю, что нам с коллегами очень повезло обнаружить такую редкость", — поясняет Гринвальт.
Удивительно хорошо сохранившегося комара палеонтологи нашли в осадочных породах на территории штата Монтана, а не в янтаре, как многих других насекомых. Спустя 46 миллионов лет любые молекулы ДНК деформировались до неузнаваемости, но другие составляющие молекулы крови остались целыми.
Анализ показал, что в животе комара сохранились следы железа и органические молекулы порфирина. Эти два химических вещества являются основными составляющими гемоглобина — белка, отвечающего за транспорт кислорода в организме позвоночных.
Важно отметить, что и железо, и порфирин отсутствовали в организме комара-самца, окаменелость которого была найдена рядом с останками комара-самки. Самцы этих насекомых кровь не пьют, поэтому учёные сочли логичным отсутствие в животе одного из них следов гемоглобина.
Исследователи сделали вывод, что некоторые соединения порфирина в крови позвоночных могут сохраняться практически без изменений при определённых условиях на протяжении десятков миллионов лет.