до сих пор никому из искателей удача так и не улыбнулась. Между тем размеры этой пропажи не могут не впечатлять: по разным оценкам, где-то в неведомых тайниках и поныне находятся десятки тонн золота, серебра и платины в слитках и царских монетах. К нынешнему дню с учетом инфляции стоимость этих сокровищ уже возросла не менее чем в 200 раз, а с учетом исторической ценно-п и она и вовсе не поддается никакой оценке.
Но каким же образом в 1918 году загадочно пропала значительная часть золотого запаса нашего государства? Как известно, Российская империя прекратила свое существование в конце февраля 1917 года, после отречения от престола Николая II. К тому моменту золотой запас России был самым крупным в мире и составлял 1 миллиард 100 миллионов рублей (около 30 миллиардов долларов по нынешнему курсу). Так что после Октябрьского переворота и захвата банков большевикам достались огромные богатства.
С началом интервенции и Гражданской войны перед советским правительством остро встал вопрос о сохранности государственного золотого запаса, находившегося в Петрограде. Поскольку в тот момент основная опасность для страны шла с запада, было решено начать эвакуацию этих сокровищ в Поволжье, которое выглядело островком относительного благополучия. Основным местом размещения ценностей были выбраны Казань и Нижний Новгород. В частности, в Казани к весне 1918 года сосредоточилось более половины золотого запаса Российской империи. Другая часть золота лежала в подвалах нижегородских банков, и правительство Ленина считало, что сокровища здесь пребывают в безопасности.
Однако уже в мае военная обстановка в Поволжье резко изменилась. Как известно, в те дни, неожиданно для большевиков, поднял антисоветский мятеж Чехословацкий корпус, который 8 июня 1918 года захватил Самару и привел к власти Комитет членов Учредительного собрания. Затем белое воинство захватило Симбирск, после чего перед красными возникла непосредственная угроза падения Казани. Хотя большевики и планировали вывезти ценности из города, сделать это им помешал стремительный 150-километровый марш-бросок «летучего отряда» полковника Владимира Каппеля, совершенный им в ночь на 6 августа. Оставшиеся после бегства красных властей ценности остались беспризорными, и золото в течение нескольких часов беспрепятственно растаскивалось обывателями, пока вошедший в город Каппель не поставил у банковских хранилищ вооруженную охрану.
Пропавшие миллионыВ конце августа 1918 года захваченную в Казани часть золотовалютного запаса Российской империи на нескольких пароходах и под усиленной охраной отправили в Самару. По пути транспорты пытались перехватить войска Тухачевского, но неудачно. Так или иначе, но после трехдневного рейса по Волге «золотые» пароходы один за другим ошвартовались у самарской пристани. Тут и выяснилось, что «казанский клад» имеет просто фантастические размеры.
Основную его часть составляло золото в слитках, кружках и полосах, но были здесь также золотые и серебряные царские монеты, золотые драгоценные украшения и бриллианты, золотая церковная утварь, не считая огромного количества иностранной валюты и царских ценных бумаг. Общую стоимость сокровищ определили в 657 миллионов рублей, в ценах того времени. Все это богатство было размещено в Самаре в подвалах здания Волго-Камского банка на улице Дворянской.
В начале октября 1918 года белогвардейцы и чехи под натиском красных войск отступили из Самары в сторону Урала. При отъезде правительства из города императорские ценности заняли целый эшелон в 40 с лишним вагонов. Из Самары сокровища на некоторое время были перевезены в Уфу, а в конце ноября 1918 года золотой запас Российской империи оказался в Омске, где он поступил в распоряжение правительства Колчака. Здесь сокровища поместили на хранение в тамошний филиал Госбанка, и после пересчета было установлено, что всего в Омск прибыло ценностей на сумму 651 миллион рублей вместо 657 миллионов, оказавшихся в конце августа 1918 года в Самаре. Как считают исследователи, некоторая часть сокровищ на недостающую сумму 6 миллионов рублей в ценах 1918 года (около 4,5 тонны) в это время нелегально осела в Самаре, то есть была банально разворована. И даже если в голодном 1921 году большинство этих богатств жители города обменяли на хлеб, это означает, что десятки пудов золота, серебра и бриллиантов, замурованных в фундаменты и подвальные стены старинных самарских особняков, все еще ждут кладоискателей.
Что касается остальной части золотого запаса Российской империи, перевезенной из Самары в Омск в конце 1918 года, то его судьба известна куда более определенно. В 1919 году под напором Красной Армии легионеры и войска Колчака отступили из Омска в И ркутск, забрав с собой все сокровища. А в январе 1920 года чешское командование в результате тайных переговоров с большевиками выдало красным и адмирала Колчака, и ценности, получив в обмен возможность всем чехословацким военнослужащим беспрепятственно выехать во Владивосток, а оттуда - в Европу.
После тщательного подсчета «золота Колчака» Народный комиссариат финансов РСФСР в июне 1921 года сообщил, что при взятии Иркутска в здешних хранилищах обнаружились ценности на сумму 235,6 миллиона рублей (эквивалентно 182 тоннам золота). Однако в некоторых ящиках, где некогда хранились золотые слитки, были обнаружены лишь кирпичи и камни. Стало быть, расхищение сокровищ продолжалось и после их перехода в руки Колчака.
Далее было установлено, что на закупку вооружения и обмундирования для своей армии Колчак потратил 68 миллионов рублей. Другая часть ценностей в размере 128 миллионов рублей была им размещена в зарубежных банках, в основном в японских. Хотя сейчас имеется полная информация о местонахождении этих средств, до сих пор неясно, как нынешние власти России их могут получить обратно. Ведь известно, что после Гражданской войны правительство Ленина на Генуэзской конференции подписало с Западом соглашение об отказе от всех прежних долгов.
Таким образом, к нынешнему дню остается невыясненной судьба немалой части «золота Колчака» на сумму 35 миллионов рублей (эквивалентно 27 тоннам чистого золота), которая таинственно пропала в период между подсчетом сокровищ в Омске (январь 1919 года) и перевозом этих ценностей из Иркутска в Казань (январь 1920 года). Скорее всего, к его расхищению приложили руки представители и белых, и красных властей.
Есть еще горшки с кладами!Многие факты говорят о том, что в Поволжском регионе до сих пор можно найти следы сокровищ, разворованных в 1918 году из «золотых пароходов». Вот один из примеров. В сентябре 1981 года жительница поселка Зубчаниновка, пенсионерка Осокина, копая картошку в своем огороде, неожиданно обнаружила в земле горшок, в котором лежало свыше 40 золотых монет царской чеканки достоинством 5 и 10 рублей.
Однако Осокина в тот момент просто не поняла, какое сокровище попало ей в руки. Около месяца ценности лежали в ее шкафу, пока старушка не показала находку своей соседке Макаровой. В отличие от хозяйки, гостья сразу же смекнула, что к чему, и предложила Осокиной «обмыть» эту редкую удачу. Пенсионерка быстро опьянела и уснула, а Макарова банально умыкнула монеты из ее шкафа, после чего почти все их продала цыганам. Однако возникшее «ниоткуда» царское золото вскоре оказалось в поле зрения милиции, и в итоге уже через пару месяцев Макарову сумели «вычислить». За кражу и спекуляцию валютными ценностями она получила 8 лет лишения свободы.