Конечно, все «знают», что Индия – страна высокой духовности, все индусы
занимаются религиозными практиками, что Индия – страна без проблем и рай
для туристов. В последнее время к созданию такого сусального образа
Индии приложили лапу и многочисленные турфирмы, рекламирующие свои туры и
программы. Ача Баба всегда писал во всех своих материалах на этом
сайте, что поездка в Индию – это большой труд. Труд преодоления
многочисленных объективных препятствий, с которыми путешественники
сталкиваются в поездке по этой непростой стране, и внутренний труд,
работа души и сознания, которые должны принимать самые неожиданные
вызовы этой феерической и непостижимой реальности имя которой – ИНДИЯ.
Эта реальность может быть радостью и весёлым приключением, а может
обернуться настоящим адом, кошмаром хаоса и неустроенности. В конечном
счёте, многое зависит от вас самих.
Вашему вниманию предлагаются очень резкие заметки Скво и Бодхи. Ребята
две зимы подряд провели в Индии и поделились с нами своим видением
мрачных сторон индийской реальности. Ача Баба познакомился со Скво в
Дхарамсале – она тогда находилась в самом начале своего первого
путешествия и была полна энтузиазма. Ача Бабе понравилось в их рассказах
то, что они лишены задолбавшей всех, так называемой, политкорректности –
всё очень прямо и без пощады. Оценки, обобщения и выводы естественно
субъективны. Итак, содрогнитесь!!!
Одной иллюзией меньше...
Статья Скво
В течение нескольких лет у меня была мечта – уехать в Индию. Это была
моя самая заветная мечта. Индия в моём представлении была такой страной,
в которую стоит только попасть, как сразу же просветлеешь. Мудрецы,
йоги, мистики, – почти все они жили в Индии. Таинственные Гималаи и
океанские просторы манили меня, и я была готова покинуть европейскую
цивилизацию навсегда и жить в Индии, вдали от людей, в небольшом простом
доме, заниматься йогой и медитировать под руководством просветлённого
учителя, которого я не могла не встретить в Индии, – я верила в это
безоговорочно. И вот мечта сбылась, – я в Индии.
Атмосфера
Две недели мне потребовалось для того, чтобы привыкнуть к тому, что надо
непрерывно обходить помои и навозные кучи (человеческого и животного
происхождения). Индия – чудовищно грязная страна. И даже в горах, в тех
самых священных Гималаях, ниже 3000 метров – нередко можно встретить
многолетнюю помойку. Индусы просто сбрасывают мусор с гор, и он
покрывает гору метров эдак на 20-30 вниз сплошным зловонным ковром. И
даже выше 3000 метров то здесь, то там валяются пластиковые бутылки,
пакеты – такой мусор, который будет там ещё годами. И никому нет до
этого дела. Борцы за экологию так и остаются распространителями листовок
с призывами «Сохраним природу в её первозданной красоте», а на деле
ничего не меняется – с каждым годом мусор всё плотнее и плотнее
покрывает Индию.
Большие города в Индии – это самый настоящий ад. Это не преувеличение,
это правда. Толпы грязных людей, лишайных собак, коров, почерневшие от
копоти и влажности полуразрушенные дома, бесконечные пробки на дорогах,
транспорт без глушителей, смог, жара, мошкара, изуродованные тела нищих,
тянущих к тебе руки, жёсткое психическое давление рикш и владельцев
турагентств. Шум стоит невообразимый, – такое впечатление, что все
индусы постоянно что-то кричат. Даже когда они разговаривают друг с
другом, они говорят очень громко, а уж если они что-то продают, то
хочется заткнуть уши, – настолько неприятны для слуха вибрации тех
звуков, которые они издают, чтобы привлечь внимание.
Пожалуй, самым ярким примером индийского ада является Варанаси –
священный для индуистов город на берегу Ганги. Несчастная Ганга здесь
похожа на мутный канализационный поток. Вдоль всей набережной с утра до
вечера индусы сливают в Гангу все отходы своей жизнедеятельности. Здесь
омывают трупы и пепел от них бросают в реку, а то и просто трупы, – есть
категории людей, не подлежащих кремации, их кладут на бамбуковые
носилки и отправляют в плавание по реке. Во время лодочного тура нередко
можно увидеть мёртвое тело, дрейфующее по священной реке. Здесь же
стирают бельё, моются, чистят зубы, купают детей. В реку сливают
канализацию, и из неё же берут воду для приготовления еды. Сам город –
это месиво шума, смога, грязи и жары.
Небольшие города чуть менее шумные, но суть нисколько не меняется. Все
индийские провинциальные города, за очень редким исключением, на одно
лицо и жить там невозможно. Еда совершенно непригодна для употребления, –
чудовищное количество острых специй напрочь заглушает вкус любой еды.
Ешь ты курицу, или рис, или овощи – совершенно невозможно отличить одно
от другого. Нормы санитарии попросту игнорируются, так что еда, не
прошедшая термическую обработку, может быть смертельно опасна. О
привычных продуктах можно только мечтать, – в Индии нет супермаркетов.
Есть места, которые пользуются популярностью у иностранных туристов
(количество таких мест не так уж велико – 10-15), и там есть специальные
районы для иностранцев. Они спокойнее, чище, там есть неплохие кафе с
европейской кухней. Но и они отравлены грязью, нищими, разрухой,
болезненным вниманием к тебе, – всей той индийской атмосферой, от
которой невозможно никуда спрятаться.
Единственное место в Индии, где, на мой взгляд, можно спокойно пожить
какое-то время – это Дарамсала. Тибетцы – это единственное явление в
Индии, которое вызывает у меня искреннюю симпатию. Я воспринимаю
тибетцев, как удивительное явление природы. Они самодостаточны и
незаметны. Я ни разу не видела тибетца, который бы куда-то меня зазывал,
пытался хоть как-то привлечь моё внимание. Крайне приятно видеть людей,
которые сосредоточены на своей жизни. Их лица всегда выражают
дружелюбие и спокойствие. Ни разу мне не приходилось наблюдать у
тибетцев проявления таких негативных эмоций, как раздражение, агрессия,
ненависть, нетерпение, жадность.
Поиск истины
Я честно пыталась найти в Индии людей, стремящихся к истине.
Бесчисленные садху, так называемые, святые, не вызывали у меня никакой
симпатии. Все они похотливо и жадно пялились на меня, точно так же, как и
все остальные индусы. Многие из них непрерывно употребляют наркотики,
называя свою наркозависимость поклонением Богу. Глаза их не выражают
ничего, – никакого стремления.
Я уверена, что подавляющее большинство из них – это самые обычные нищие,
которые таким образом зарабатывают себе на жизнь. В Индии выгодно быть
садху, – подать милостыню святому человеку означает заработать хорошую
карму. А почти все индусы очень религиозны. Но религиозность их не
вызывает никакой симпатии – они просто слепо исполняют множественные
ритуалы, которые, возможно, когда-то и имели какой-то смысл, но с веками
превратились в выражение инфантильности и тупости. Они поклоняются
куклам! И не дай бог ты подойдёшь к этой кукле, не сняв обуви. Куклы в
Индии – на каждом шагу, и толпы людей приходят им поклоняться.
Мне посчастливилось пообщаться с несколькими людьми, которых называли
йогами и мастерами. Это были самые обычные, омрачённые люди, которые
знали мантры, янтры, веды, асаны и пр., и с помощью этих знаний они
обманывали людей, которые приходили к ним «учиться». Они хотят
заработать денег, и ведут точно так же, как любые другие коммерсанты –
разбрасывают рекламные листовки, зазывают прохожих иностранцев в храмы и
ашрамы, вешают плакаты и вывески.
Некоторые из них не могут зарабатывать деньги таким путём, в силу
занимаемой должности. Например, я наблюдала за главным пандитом
известного ашрама в Ришикеше во время ритуальной церемонии, на которую
ежедневно приходит достаточно большое количество и индуистов, и
туристов. Он вёл себя в точности так, как вёл бы себя хозяин большого
дома, устроившего светскую вечеринку. Его внешность была очень яркой,
бросающейся в глаза. Голливудская улыбка не сходила с его лица, он ходил
между «гостей» и получал огромное удовольствие от того, что все
обращают на него внимание, что все стараются поймать его взгляд,
получить его улыбку.
Когда я подошла к нему и спросила, есть у него реальные результаты в
борьбе за свободу, он попросил меня придти на следующий день, чтобы
принять участие в очередной религиозной церемонии. В нём не было ни
капли искренности, он не мог просто послать меня куда подальше, и выбрал
такую вот форму ухода от ответа.
Я не знаю, – может быть где-нибудь в горах и пещерах Индии есть
настоящие искатели истины, но мои поиски ни к чему не привели. На мой
взгляд, в настоящее время просветление в Индии – всего лишь слово,
обёртка самой обычной коммерции и получения впечатлений. 5 тысяч лет
назад, когда создавались Веды, наверное, всё было по-другому, но сегодня
Индия вызывает отторжение своей инфантильной религиозностью и
коммерциализацией всего, что связано с темой просветления.
Когда я перестала искать учителей и мастеров, я хотела путешествовать,
чтобы созерцать природу. Но это тоже оказалось невозможным. В один
прекрасный день путешествие по Индии перестаёт быть приятным и
интересным времяпровождением. Причина этого в том, что находиться в
обществе индусов – это испытание не для слабонервных. Если первое время
удаётся не обращать на них внимание, получать впечатления от новой
культуры, новых знакомств, новой информации, то в один прекрасный день
выносить общество индусов становится невозможно.
Каждый раз, когда я выхожу на улицу, я знаю, что это не будет приятной,
непринуждённой прогулкой, это будет непрерывной борьбой за свободное
пространство, за право быть наедине с самим собой. Абсолютно каждый
индус обращает на тебя внимание. Каждый из них что-то хочет от тебя.
Сексуальное внимание
Это совсем не то внимание, которое обращают на симпатичную девушку
где-нибудь в Европе. Это тяжёлое, болезненное внимание. Когда я прохожу
мимо индусов, и все они смотрят на меня в упор, у меня каждый раз
возникает такое ощущение, что я попала в джунгли и встретила на пути
огромных человекообразных горилл, которые тут же обратили на меня
внимание, и я не знаю, что они хотят от меня. Я не испытываю страха
перед ними – я знаю, что они трусливы, и даже если у них есть огромное
желание наброситься на меня, они не сделают этого потому, что чувствуют
себя людьми второго сорта, бесправными по сравнению со мной. Я не ощущаю
в них агрессии, но от этого ничего не меняется.
Есть ещё один тип сексуального внимания, который не так мрачен, как
первый, но так назойлив, что хочется взять палку и отогнать от себя
крикливых мартышек. Суть этого внимания заключается в том, что
какой-нибудь индус просто прилипает к тебе, непрерывно улыбаясь и
извиняясь, умоляя тебя сфотографироваться с ним, поговорить с ним,
посмотреть на него. Никакие вежливые формы отказа, как правило, ничего
не меняют. И только жёсткая и довольно грубая позиция может остановить
прилипал. Я думаю, что это вид самой настоящей мании – именно так
выглядят прилипалы. Они похожи на наркоманов, которые за то, чтобы
получить кайф, готовы пойти на любые унижения.
А какими же ещё могут быть мужчины в стране, где на улице мужчинам и
женщинам запрещено держаться за руки (не говоря уже чём-то большем!), из
всех фильмов тщательно вырезаются все, хоть сколько-нибудь эротические
сцены, женщины купаются в сари и безупречно маскируют все части тела,
которые могут хоть как-то привлечь внимание мужчин?
Это болезненное сексуальное внимание, ежедневно и непрерывно
бомбардирующее меня, где бы я ни оказалась, отравляет моё тело. Можно
идти по помойке и успешно заниматься практикой, но в один прекрасный
день тело не выдержит грязи и вони, отравится и начнёт болеть.
Внимание продавцов
В Индии очень мало мест, где продавцы спокойно и мирно сидят в своих
магазинах и ждут покупателей. Обычно они невыносимо навязчивы, – они
кричат из своих магазинов, они чуть ли не хватают за руки. Не дай бог,
ты посмотришь в их сторону или попробуешь объяснить, что тебе ничего не
надо в их магазине, – это неизбежно повлечёт за собой ещё более
настойчивое психическое давление. Я выбрала для себя жёсткую позицию – я
не смотрю в их сторону, я никак не реагирую на их приветствия, крики,
зазывания. Но разве это жизнь – идёшь по улице, вся улица тебе что-то
кричит, ты не можешь свободно смотреть по сторонам, чтобы не встретиться
взглядом с орущими продавцами и не вызвать ещё больше криков и просьб?
Особое внимание хочу уделить бродячим продавцам, – это явление может
окончательно превратить отдых в кошмар. Я уже привыкла к тому, что они
могут идти за мной по улице и совать мне в лицо свои товары. Я не
обращаю на них внимание, и если продавец не отстаёт через 2-3 метра, я
прошу его убраться с моей дороги короткой и резкой фразой «Отойди от
меня».
Но я никак не могу привыкнуть к тому, что, когда я сижу в открытом
ресторане и ем, продавец может стоять рядом, не обращая внимание ни на
что, и настойчиво предлагать мне купить его товар. Я не могу привыкнуть к
тому, что я лежу на пляже, и каждые 10 минут ко мне подходит продавец и
требует, чтобы я открыла глаза и посмотрела его товары. Если я молчу,
он не отходит. Я могу отогнать его опять же жёсткой фразой, но разве
возможно это вынести – вместо того, чтобы получать удовольствие от
солнца и океана, быть постоянно наготове дать отпор, проявить резкость,
грубость?
Этим людям всё равно, что ты о них думаешь, и если ты отогнал его
сегодня, он неизбежно придёт завтра, послезавтра, через неделю. Он будет
приходить каждый день. И это делает отдых невыносимым.
Внимание прохожих
Индусы воспринимают иностранцев, как... ну не знаю кого. Приведу для
примера показательную историю, которую мне рассказал один австралиец.
Один вполне обеспеченный и даже зажиточный индус увидел, что тот
выбрасывает использованные пальчиковые батарейки и умолял его отдать их
ему. Австралиец был крайне удивлён – зачем могут понадобиться
неработающие батарейки? Индус сказал ему, что для него является ценным
то, что эти батарейки – с Запада.
Очень часто мне приходилось наблюдать, что какой-нибудь индус подходит к
мужчине, протягивает руку, задаёт вопросы (набор вопросов всегда
одинаков – откуда вы? Первый раз в Индии? Где были уже?). Причём кроме
этих фраз они зачастую не знают больше ничего на английском, поэтому
суть общения сводится к тому, что тебя используют в качестве получения
впечатлений, реализации своей мании – потрогать белого человека,
обратить на себя внимание белого человека, неважно какого, главное –
иностранца. Дети, как заведённые, просят шоколадки, рупии, часы, очки, –
всё что угодно. Это автоматическая реакция при виде иностранца –
использовать всеми возможными путями и методами.
Нищие
Они зачастую не похожи на людей. Когда я смотрю им в глаза, я не ощущаю
ничего, что могло быть свидетельствовать о знакомых мне человеческих
проявлениях – эмоциях, мыслях, желаниях. Кажется, у них только одно
восприятие – «надо просить денег». Это даже не желание, я не знаю, что
это такое. Это форма жизни одноклеточного существа, которое каким-то
непостижимым образом оказалось в теле, напоминающем человеческое. Они не
говорят по-английски, поэтому разговоры с ними абсолютно бессмысленны.
Их можно отогнать только резким криком, чтобы они могли ощутить угрозу
их до безобразия примитивному существованию.
Эпилог
Индия – красивая страна. Но то, что сделали с ней индусы, – это
невозможно передать никакими словами. Они изуродовали всё, до чего
смогли дотянуться. Века потребуются на то, чтобы уничтожить всю ту
грязь, в которой утопает Индия. Века – на то, чтобы эти люди смогли
достичь того ментального и психического уровня, на котором сейчас
находится обычный европеец.
Атмосфера, царящая здесь, не может не отравлять любого человека, в ком
есть хоть какая-то ясность и свободолюбие. Что касается меня, то я
больше никогда не приеду в Индию. Мечта о сказочной стране не
воплотилась ни на дюйм. Ну что ж, одной иллюзией стало меньше.
Индия – центр духовности мира Статья Бодхи
Думаю, что многие «знают», что Индия – это страна, в которой люди
занимаются йогой, духовным поиском, медитацией. Они также «знают», что
индусы настолько поглощены своим духовным поиском, что пренебрегают
цивилизацией, и поэтому живут не очень хорошо в материальном смысле. Со
словом Индия связана какая-то загадка, какой-то романтический туман. Для
некоторых людей Индия олицетворяет их надежду, поскольку именно там – в
Индии – есть истина и истинная духовность.
К сожалению, на самом деле дела обстоят не так. В этом коротком эссе я
приведу некоторые мысли и наблюдения, частично противоречащие
существующему романтическому ореолу Индии. Я знаю теперь, пожив тут
достаточно, что многие путешественники по Индии в своих рассказах бывают
слишком необъективны. Кто-то начинает петь дифирамбы, закрывая глаза на
реальность и принимая желаемое за действительное, а кто-то начинает
сочинять какие-то уж совершенно явные небылицы, чтобы приукрасить свой
рассказ. Я в своём рассказе буду полностью объективен в том, что будет
касаться каких-то конкретных событий, свидетелем которых я стал, а что
касается выводов – тут, конечно, всегда будет субъективность.
Расовая дискриминация
Или попросту «расизм». Индия – страна узаконенной расовой дискриминации в
отношении иностранцев. Да-да, именно в отношении иностранцев. И именно
узаконенной. В фотогалерее, посвящённой Варанаси, я разместил фотографию
правительственной инструкции, где чёрным по белому написано, что индусы
должны платить за посещение архитектурных памятников определённого
класса 5 рупий, а иностранцы – 100 рупий. Это постановление было
опубликовано в центральной печати Индии, так что никто и не скрывает
этого факта. Любопытно также на билетах видеть надпись: «Билет для
иностранцев». В Индии очень часто, если не вообще везде, белый человек
должен платить во много раз больше, чем индус. Мне стало интересно – как
сами индусы относятся к этому факту, и я решил поспрашивать их.
В офисе платного парка в Варанаси я обратился к начальнику и сказал, что
я считаю себя оскорблённым, что это нарушение международного
законодательства и обычного человеческого морального кодекса. Тот, к
моему удивлению, не только не высказал никакой агрессии и вообще никаких
негативных эмоций в мой адрес, но наоборот – согласился со мной, и даже
дал мне адрес министерства в Нью-Дели, откуда и вышла эта инструкция.
Обычные индусы начинают хихикать и смущаться, когда им говоришь о том,
что в Индии принята расовая дискриминация в отношении иностранцев,
потому что белые часто должны платить больше, но сказать ничего
осмысленного они либо не могут, либо не хотят, впрочем, как и по многим
другим вопросам, требующим размышления и формирования своей позиции.
Кстати, в России существует такая же расовая дискриминация в отношении
иностранцев. Посещение многих музеев, цены на размещение в гостиницах
намного выше для иностранцев, чем для русских…
Сексуальные домогательства
Путешествие по Индии для белой женщины может превратиться в кошмар. В
популярном курорте Гоа нередки обращения белых женщин в полицию с
сообщением об изнасиловании. На чрезвычайно переполненных улицах
индийских городов индийские мужчины и юноши будут всячески стараться
коснуться как бы невзначай любой части тела белой женщины, вплоть до
откровенных хватаний за попку и прочие части тела. Увернуться
практически невозможно – толпа очень плотная, и индусов слишком много –
ото всех не увернёшься.
Если попробовать догнать такого индуса и дать ему по шее, что я и сделал
в одной из таких ситуаций, то столкнёшься с яркой и неприкрытой
ненавистью, причём реакция окружающего тебя общества непредсказуема –
одни начнут неожиданно горячо и многословно извиняться за такое
поведение их соплеменника, предлагать помощь, защиту, просить забыть об
этом позорном факте и не обижаться на Индию и индусов, а другие могут
накинуться на тебя как дикие животные. Поскольку вторые всегда активнее
первых, то в целом можно признать опасной попытку защитить белую женщину
от домогательств...
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.