» » Запасы воды в земной мантии

Запасы воды в земной мантии

Опубликовано: 17-03-2014, 14:12

Вывод о существовании подземного океана был сделан в 2008 году, когда в вымоине недалеко от бразильского города Жуин обнаружился необычный алмаз. Его внешний вид был довольно непримечателен – из-за низкого качества его даже хотели выбросить – но в составе обнаружились следы минерала рингвудита — одной из форм оливина, минерала, который входит в состав мантии. Основное его отличие от оливина в том, что для его образования необходима вода, которая составляет несколько процентов массы минерала. До этого момента ученые получали рингвудит только в лабораторных условиях или находили его в составе метеоритного вещества.

Геологи до сих пор полностью не разобрались в процессах, происходящих глубоко под поверхностью земли. Ученым пока удалось исследовать скважину глубиной 12 километров, пробуренную российскими специалистами на территории Кольской сверхглубокой скважины в Мурманской области. Существующий уровень технологического развития не позволяет взять пробы из мантии.

Еще сложнее провести исследование «зоны перехода» между верхней и нижней мантией. Она находится на глубине около 520-660 километров. Под этой зоны вещество мантии становится настолько плотным из-за огромного давления, что на него уже не действуют тектонические сдвиги, происходящие на поверхности. Изучить процессы, происходящие на такой глубине, можно только по случайным выбросам породы в результате извержений вулканов. По предположению специалистов, изучавших бразильский алмаз, это разделение можно объяснить водяной прослойкой между верхней и нижней мантией. Причем, воды может быть больше, чем во всех земных океанах вместе взятых.

По словам одного из авторов исследования канадца Грэма Пирсона из Альбертского университета в Эдмонтоне, это не океан, описанный Жюлем Верном, по которому можно проплыть на лодке. Ученый отметил, что вода может попадать в мантию через так называемые зоны субдукции, в которых одни блоки коры опускаются под другие из-за тектонических сдвигов. По предварительным оценкам, в тех слоях доля воды составляет примерно 1%. В результате реакций, происходящих при высоких температурах и огромного давлением, там сформировался рингвудит, который попал внутрь алмаза, который вынесло на поверхность извержение вулкана.

Пирсон считает, что с течением времени рингвудит может превратиться в обычный оливин, поэтому им крупно повезло, что минерал сохранился в алмазе в изначальной форме.

По предположению ученых, вода, находящаяся в зоне перехода может растворяться в магме, достигая самого дна континентальных плит и размягчая их. В результате появляются «слабые места», из которых магма под большим давлением вырывается на поверхность или «выталкивает» участки коры Земли, вызывая землетрясения.

Данная теория опровергает существующие представления о причинах тектоники плит, объясняющие их мантийными теплогравитационными течениями – конвекцией, которая вызвана разностью температур в центральных областях планеты. Также сильное влияние на тектонику плит оказывают приливные силы Луны и сила Архимеда, так как фактически плиты «плавают» в расплавленной мантии.

Категория: Новости / Планета Земля | Просмотров: 2110