На прошлой неделе новые киевские власти предъявили общественности фотографии, которые должны доказать, что Можаев - агент российской военной разведки ГРУ. Этой информацией они также поделились с высокопоставленными западными дипломатами и с журналистами. Именно она, по их мнению, доказывает, что города Донбасса, промышленного сердца Восточной Украины, захвачены российским спецназом, который подчиняется Кремлю.
Но сам Можаев рассказал Шустеру, что он был бы очень рад, если бы эта информация соответствовала действительности. Так же к этому относятся и другие члены народного ополчения Славянска. По их мнению, пишет Шустер, если бы российские войска действительно вошли на восток Украины, на улицах Славянска сейчас бы не царило такое беззаконие, как сейчас.
«Вблизи конфликт в этом городе с населением в 120 000 человек выглядит намного хаотичнее и опаснее, чем российская оккупация Крыма, где чувствовался порядок - во многом благодаря присутствию дисциплинированных и профессиональных российских солдат.
В отличие от них так называемые «зеленые человечки», держащие под контролем Славянск, - это, судя по всему, смесь бывших военных, съехавшихся в город пророссийских националистов, а также этнических казаков со всего бывшего Советского Союза. Можаев, российский гражданин, товарищи которого сейчас вооружены не только автоматами и гранатометами, но и захваченными у украинской армии танками и бронетранспортерами, попадает во все эти категории сразу», - сообщает журналист.
Можаев и его товарищи взяли Славянск под контроль примерно неделю назад. Но, как отмечает Саймон Шустер, он не видел никаких признаков того, что сейчас они получают от России материальную поддержку. У бойцов мало горючего, и они даже просят журналистов в обмен на интервью приносить им бензин, говоря, что им не хватает топлива для патрулирования. Поэтому утверждения Киева о сепаратистском восстании, которое российское правительство подпитывает деньгами, оружием и людьми из Славянска, выглядят чем-то оторванным от реальности.
«Можаев - живое воплощение этого разрыва. Пытаясь связать его с российским спецназом ГРУ, Киев предъявил в качестве доказательства две размытые фотографии. На одной из них, предположительно сделанной в 2008 году, во время российского вторжения в Грузию, фигурирует бородатый человек с нашивкой ГРУ - распростершая крылья летучая мышь на фоне земного шара - на рукаве. На второй фотографии, сделанной в этом году на Восточной Украине, запечатлен облаченный в камуфляж Можаев среди таких же сепаратистов. По мнению Киева, это фотографии одного и того же человека. Можаев называет это ложью - хотя и лестной», - передает Time слова Саймона Шустера.
Согласно паспорту, который Можаев показал журналисту Time, он родился в городе Белореченске в Краснодарском крае. В этом регионе, как отмечает Шустер, традиционно обитают воинственные казаки, к которым принадлежит и Можаев. По его словам, он рад был бы отслужить в российском спецназе, но служил в обычных войсках, из которых уволился в середине 1990-х годов в звании старшего сержанта.
Отправился он на Украину в марте отчасти из-за русского национализма, отчасти из-за авантюризма, а отчасти потому, что он, по его словам, скрывается от российского закона. Как утверждает Можаев, примерно тогда же, когда на Украине революция свергала старый режим, его в Краснодаре обвинили в том, что он «угрожал кого-то зарезать». Можаева объявили в федеральный розыск, и он ударился в бега.
«В последнее время Киев все активнее пытается доказать, что на Восточной Украине действует российский спецназ. Как сообщает New York Times, доказательством этого служит ряд фотографий, переданных украинскими властями Госдепартаменту США и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В их число входит и фотография Можаева.
Трудно сказать, в какой степени эти фотографии повлияли на позицию США по украинскому кризису, однако официальный представитель Госдепартамента Джен Псаки, утверждает, что США и их союзники «нисколько не сомневаются в связи» между, как она выразилась, «русскими» и вооруженными бойцами на востоке Украины. Однако, даже если такая связь и существует, она не столь очевидна, как была в Крыму», - подводит итог Саймон Шустер.