Территория, где проживали невры, называлась Неврида. Через этот край непроходимых болот, чистых озер и первобытных лесов, протекали реки Припять, Горынь, Нарев, Западный буг, Стырь, Стоход, Цна, Турья, Случь и Ствига.
Жившие здесь славяне-невры, глубоко сроднились со своим краем, то, что чужеземцу казалось непролазным буреломом, им было родным домом, где известна каждая тропинка.
Множество троп и дорожек вели к небольшим поселкам, к полям, засеянным злаками или к челнам, качающимся на привязи у реки, все это было знакомо, исхожено и изучено жителями лесного края, которых древние источники назвали неврами.
О Невриде упоминал еще Геродот, но больше понаслышке, сам он в этих краях не был. О неврах, якобы, рассказали ему скифы, жившие в Северном Причерноморье. По рассказам скифов, каждый невр превращается в волка один раз в году, а потом опять становится человеком. Не здесь ли корень сказки о Сером Волке и Иване Царевиче?
Откуда пришли невры?
Расселение славян или племен милоградской культуры произошло примерно на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры. Из заселенного этими племенами Полесья, прародитель Таргитай повел людей в район Среднего Днепра. Таргитая можно назвать прародителем чернолесских племен, освоивших плодородные земли Восточной Европы и создавших царства Сколотов. Некоторые племена пошли дальше и освоили Янтарный берег. Сильнейшие люди, освоившие бронзовое и медное оружие ушли, оставив на берегах Припяти, Нарева и Буга, тех, кто в развитии своем дошел только до каменных топоров. Их и назвали неврами.
Неврида связывала в одно целое скифов-пахарей (сколотов) и лужицкие племена, жившие промыслами и собирательством. Только через Карпатские крепости невров можно было попасть на Янтарный берег. Киммерийцы и скифы, пытаясь проникнуть на Одру и Вистулу, часто нападали на праславян-невров.
Еще одной причиной набегов на милоградские земли были рабы, пленные славяне высоко ценились на невольничьих рынках, за силу и выносливость. К тому же скифская знать мечтала занять новые земли, годные под пастбища.
В источниках сохранились сведения о походе могущественного скифского царя Ариана на Невриду. В этом страшном походе, через лес и болота, где люди-оборотни уничтожили практически всю армию Ариана, могущественный царь погиб, стрела с костяным наконечником пробила ему висок. Сумевшие вернуться скифы рассказали о людях-оборотнях, жутких болотных духах и прочей нечести, населяющей Невриду. Эти рассказы и были записаны Геродотом.
Легенда, записанная Геродотом, стала темой для литературных произведений, вплоть до начала двадцатого века. Обработал ее и Проспер Меримэ в новелле «Локис», действия новеллы происходили недалеко от Невриды. Таковы легенды, а мы будем помнить, что именно невры защитили славян от нашествия Скифов, встав у них на пути со своими булавами, каменными топорами и стрелами с костяными наконечниками.