Легендарный вождь бриттов, живший в V-VI веке, разгромил завоевателей (саксов) и стал центральным персонажем легенд, сказок, былин и героем романов о рыцарях без страха и упрёка. Это он собрал рыцарей Круглого стола, отправился за сокровищами Святого Грааля и стал прообразом того рыцаря, о котором мечтают юные красавицы. Но вот его посмертные скитания зависти вызвать не могут. Его прах (а может, прах иного человека) уже несколько раз побеспокоили за те века, пока его нет с нами.
История началась в 1191 году, когда монахи аббатства Гластонбери заявили, что обнаружили на земле своего монастыря останки короля Артура. Весь процесс эксгумации подробно описали и записали монахи же, а в 1193 году эти документы передали личному биографу короля Артура Джефри из Монмаута. Он описывал останки так: «В выдолбленном изнутри стволе дуба хранились кости двух человек: Джиневры (второй жены короля) и мужчины, по всей видимости, самого Артура. Там же находился свинцовый крест с его именем».
Останки потревожили ещё раз уже в 1278 году по приказу короля Эдуарда I, пожелавшего торжественно перезахоронить Артура в мраморной могиле, соответствующей королевскому титулу. Но в 1539 году аббатство захватил король Генрих VIII (реформатор и сторонник протестантизма). И могилу короля Артура разорили, и теперь уже не понять — кто. Бедный король Артур, покой ему и не снится.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Гениальный немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко умер в 1750 году. Его похоронили в церкви Святого Иоанна (он там служил) в Лейпциге. Но надгробный камень установить забыли.
В 1894 году церковное кладбище решили расширить и совершенно случайно наткнулись на безымянную могилу. И стали выяснять, кому же принадлежат останки неизвестного усопшего. И порешили: «Раз в церковной книге указано захоронение Баха, то будем считать, что эти останки — композитора». Выбор у могильщиков был велик: обнаружилось сразу несколько безвестных могил и трупов. И по самым скудным и приблизительным признакам работники погоста нашли останки и могилу величайшего композитора. В церковной книге так и записали: «Даная могила расположена во второй или в третьей секции церковного погоста, скорее всего, но может она находится в первой секции».
Изучив скелет, работники кладбища пришли к следующему выводу: «С высокой долей вероятности можно констатировать, что данные останки принадлежат Иоганну Себастьяну Баху. Тело покойного гения перезахоронили со всеми почестями, установив на могиле плиту».
Но уже во время Второй мировой войны это кладбище потревожили бомбами и снарядами, кладбищенскую церковь разрушили, а потому прах Баха вновь переместили (перезахоронили), но теперь уже на кладбище Святого Томаса, где он и покоится поныне.
ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН
Выдающийся австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников музыкальных жанров — симфонии и струнного квартета — умер в 1809 году в разгар наполеоновской войны.
В то время было популярно новое поветрие — увлечение френологией — наукой о связи психики человека и строения поверхности его черепа. Видимо, попав под чары новомодного течения, некто Йохан Петере, подкупив смотрителя погоста, выкрал из могилы голову Гайдна, чтобы произвести её измерения. К радости Петерса, «череп Гайдна был великолепно сложён». Обнаружился даже «изгиб гения».
Добыть череп Гайдна Петерсу было крайне сложно, а вот вернуть его «законному владельцу» и вовсе не представлялось возможным. И тогда в конце 1809 года Петере вручил череп композитора Йозефу Розенбауму, работавшему некогда у Гайдна. Приобретению черепа Гайдна безумно обрадовалась жена Розенбаума. И во время сольных концертов у себя в доме она устроила торжественные показы черепа Гайдна в специальной стеклянной витрине и под аккомпанемент его же чудной музыки.
Этим варварским фактом возмутился принц Эстерхази, у которого работал Йозеф Розенбаум. И принц призвал Розенбаума к ответу, и тому пришлось вручить череп гения принцу Эстерхази.
С той поры частная принадлежность Франца Йозефа Гайдна стала с завидной регулярностью менять владельцев. Лишь в 1954 году (через 145 лет) тело и череп композитора воссоединились.
ХРИСТОФОР КОЛУМБ
Выдающийся путешественник и первооткрыватель земель, в том числе Америки (1451-1506), Колумб не прекратил путешествовать даже после своей смерти. Он умер в 1506 году в Испании и был похоронен в городе Вальядолид. Но затем его останки перевезли в монастырь Севильи. А в 1542 году останки первооткрывателя по приказу император Карла V совершили очередное путешествие в Санто-Доминго — столицу Эспаньолы, как Колумб назвал остров Гаити. Но со временем Эспаньола перешла под юрисдикцию Франции. И останки Колумба совершили очередное морское путешествие. На этот раз прах перевезли на остров Куба, в кафедральный собор его столицы Гаваны.
Но в 1898 году Куба впервые стала независимым государством, и кости Колумба решили отправить морским путём через океан назад, в собор Святой Марии в Севилье. Кстати, уже тогда нашлись скептики, утверждавшие, что перевозимый прах к Колумбу имеет самое отдалённое отношение. Выяснилось, что ещё в 1877 году кафедральный собор в Санто-Доминго был закрыт на капитальный ремонт, а рабочие-строители обнаружили под полом главного зала храма могилу с надгробным камнем, подписанным Christopher Columbus.
Существует устойчивое мнение, что прах Колумба перепутали с прахом его сына Диего, которого в своё время захоронили рядом с прахом отца.
Теперь криминалисты решают, где и сколько колумбов разбросано по разным континентам мира, а заодно они выясняют, кем же он был по национальности. Это ещё одна загадка связана с происхождением Колумба. По общепринятому мнению, он родился в Генуе в семье простого ткача.
Другая версия — испанская, поддержанная группой американских историков: — Колумб являлся уроженцем острова Мальорка. Он упорно скрывал данный факт, так как в молодости одно время был капитаном корсарского корабля и воевал против короля Арагона, отца будущего создателя испанского государства Фердинанда. Но на Мальорке существовала большая община «криптоиудеев» — евреев, соблюдавших христианство (их потомки сохранились до сих пор) — это могло бы объяснить «еврейские мотивы» в записках Колумба. В качестве подтверждения данной гипотезы сообщается, что итальянский язык в своих письмах Колумб никогда не использовал.
Кстати, стилистический анализ написанных им текстов, его языка и почерка говорит о том, что Колумб являлся человеком хорошо образованным, а отнюдь не простолюдином, который по ошибке открыл Новый Свет.