В мире российской фантастики сейчас доминирует жанр «постапокалиптического боевика». Разумеется, 90%, если не больше подобной литературы мы можем отнести к низкопробному, дешевому попсовому чтиву, которому далеко даже до родоначальников этого жанра. Многочисленные клоны «Сталкера», его выверты вроде «Технотьмы», ожившие мертвецы Круза, война с «хозяйками» и наследниками «Пиндостана» Аль-Атоми… впрочем любой современный интересующийся читатель дополнит данный перечень еще десятками направлений и авторов.
Некоторые скажут: научная фантастика как жанр деградировала, она уже не зовет к чему-то, наоборот, топит в бытовой фекальной мерзости. Другие – возразят: ну и что? – разве вы хотите жить в скучном и стерильном обществе Дара Ветера (тем, кто не знает, это не Дарт Вейдер – апостол порядка и справедливости Империи, «восстановитель вертикали власти» и «империалистической законности», а персонаж Ивана Ефремова из «Туманности Андромеды»). Как ни странно, можно согласиться и с теми, и с другими!
И объединяющее начало здесь есть. Вспомните, как много за последние 40 лет было сделано научных открытий? Именно фундаментальных открытий! Увы… единственная отрасль, которая процветает – это массовая коммуникация, как средство оболванивания и держания в узде мирового населения. В романе Братьев Стругацких «Страна багровых туч» фотонный планетолет «Хиус» стартовал к Венере в августе 199… года. Ну, мы все с вами помним, что происходило в нашей стране в 90-ые… вместо этих полетов.
Роман был написан в середине-конце 50-ых. И во многом отражал динамику и тенденции развития науки и техники тех лет. Люди на полном серьезе полагали, что их поколение может увидеть Марс и Луну, их дети – дальние планеты Солнечной системы, а внуки – другие звезды! То же самое явление, примерно те же периоды времени, мы наблюдаем и в американской научной фантастике, в фантастике авторов из других стран.
Прошло 40-50 лет, а в космос мы до сих пор летаем на ракетах Королева. Где управляемая термоядерная реакция? Где аэрокосмические челноки, межпланетные транспорты? Где стационарные базы на Луне и первая колония на Марсе?
Автору данной статьи в свое время попалась книжка конца 80-ых «Вам строить звездолеты» Колесникова из серии «Горизонты познания», цветная, яркая, написанная доступным научно-популярным языком, но без тени «попсовости». Да, там были указаны более реальные сроки, по сравнению с фантастами-оптимистами 50-60-ых! Привязанные к конкретным достижениям советской и американской науки и техники. И что же мы видим сейчас? – масштабные, амбициозные проекты кладутся под сукно. Как в России, так и в США. Оставляя надежду только частному ракетостроению.
В России, на постсоветском пространстве вообще очень мало качественной научно-популярной и научно-фантастической литературы. Доминирует «книжная попса». Нет моделей и образов будущего… и в скором времени уже некому будет строить планетолеты и звездолеты.
Разумеется, данную тенденцию можно рассматривать в контексте «заговора». Вот, дескать, коварная мировая закулиса, желая извести русский народ, наняла продажных издателей, а те в свою очередь – низкопробных писак и прочих литературных негров, которые будут тиражировать предапокалипсические настроения и деструктивные модели поведения. Чтобы далее по «принципу самосбывающихся пророчеств» все так и произошло!
К сожалению, вне зависимости от существования или наоборот отсутствия такого «заговора» нас лишают образа желаемого будущего, навязывая либо чужеродные модели поведения, либо убеждая, что сами мы сможем построить только такое жестокое будущее, в кортом человек человеку – волк, а единственные ценности – это нажраться и впасть в беспамятство, либо наличие средств истребления чужих жизней. Вам это что-то напоминает? – да, времена дикого Средневековья, те самые «темные века», о которых вспоминают историки. Времена мракобесия и жестокости, уничтожения основного человеческого достоинства – возможности свободно мыслить и творить. Очень похоже, что история повторяется. Некоторые из поклонников «фентези», другого, надо сказать, весьма популярного интеллектуального наркотика современности, уже бегут от этой реальности, находя свое пристанище в иллюзорных мирах и государствах, где всем заправляют таинственные непонятные силы. Но, если быть честным, многочисленные фентезийные романы как раз и описывают мир того самого средневековья с небольшим налетом магии или техномагии, сословным делением общества, раз и навсегда заданными образами действия.
Получается замкнутый круг. Осуществляя «бегство от реальности» (термин использован по аналогии с «бегством от свободы» В. Райха, описывавшего феномен фашизма), человек вместо того, чтобы искать новые горизонты своего развития, расширять свои пределы как познающего субъекта, он попадает в кабалу (или кабаллу?), в ловушку информационного общества. Она лишает его не только и не сколько свободы (ты – свободен, но в пределах отведенного тебе мира и твоего статуса – крестьянина, паладина, мага, сталкера) сколько «воли-к-действию», того движущего иррационального начала, которое было свойственно нашим предкам до недавнего времени.
Без наличия «воли-к-действию», без этой ключевой компетенции человек обречен вечно быть «ведомым», влачить свое существование на обочине. А общество, где такие «лишенцы» составляют большинство – будет неизбежно порабощено или разрушено своими соседями
На самом деле, настоящий русский человек есть то – что он читает! Есть та информация, которую он потребляет, усваивает и делает частью своего личного жизненного опыта. Тот образ мыслей и моделей деятельности, которые он черпает из своего окружения, те моральные ценности, которые он берет из своей истории и те ориентиры, путеводные маяки, которые он создает в своем образе будущего.
Изменить себя, вырваться из плена чужих, навязанных тебе желаний очень просто – достаточно изменить тот поток информации, который человек потребляет. И уже появляются надежда, желание жить, любить, заводить семью и растить детей, и, самое главное, уверенность, что если и придет тот самый Апокалипсис, Глобальный Кирдык, Всеобщий Песец или как там еще, то мы его встретим на природе возле своего дома с близким вдали от мегаполиса! Отметим, проводим и будим жить дальше… как нормальные люди.
Мясники твердо убеждены — факты необходимо рассматривать строго по отдельности. Расчленять и властвовать так, чтобы никто не смог сложить разрозненные куски мироздания и узнать как выглядит целое. Давно известный принцип — расчленяй, и властвуй. Примерно вот так. В то же время, кажущиеся на первый взгляд разрозненными, факты обнаруживают неожиданную связь. Єти игрушки — пример влияния, которое прошлое оказывает на настоящее. И таких расчлененных примеров тысячи. Они у нас перед носом. Ученые не могут открыть того, чего в них самих нет.