Гневное выражение лица — сдвинутые и опущенные вниз брови, вытянутые в тонкую линию губы, раздутые ноздри — одинаково во всех культурах, и делают его даже слепые от рождения дети, никогда его не видевшие, отмечает ведущий автор исследования Аарон Селл (Aaron Sell).
В рамках крупного исследовательского проекта, посвященного природе гнева, ученые выяснили, что возникла эта эмоция для эффективного ведения «споров» во время конфликта. Чем больше физического ущерба один человек может нанести другому, тем больше у него возможностей диктовать свои условия — а доносит он это до собеседника с помощью гнева. Исследователи нашли подтверждения и другой своей гипотезы: физически сильные люди чаще сердятся и переходят к рукоприкладству, считают себя вправе навязывать другим невыгодные для них условия, а также предпочитают силовые методы решения конфликтов мирным.
Отталкиваясь от того, что гнев является прежде всего «эмоцией торга», ученые решили, что движения каждой из семи групп мышц, создающие сердитое выражение лица, должны представлять гневающегося индивида более мощным и опасным в глазах собеседника — и тем самым заставлять как можно скорее согласиться с его условиями во избежание конфликта.
Для проверки этой гипотезы исследователи смоделировали на компьютере лица, где наличествовал или отсутствовал каждый из семи элементов гневного лица, и показали их информантам. Хотя опущенные брови или выдвинутый вперед подбородок в отдельности не делали лицо злым, то изображенного с такими чертами человека более сильным физически сильным участники исследования признали единогласно.
Гнев человека, как и у животных, выражает угрозу: преувеличенное проявление собственной силы, вынуждающее согласиться и подчиниться. Человек раздувает ноздри и поджимает губы с той же целью, что и лягушка, которая надувается, или бабуин, который демонстрирует свои клыки.
«Гнев “запускается” отказом собеседника принять ситуацию, и лицо сразу принимает форму, максимально эффективно демонстрирующую противоположной стороне последствия этого отказа. Но самое поразительное — что ни один из компонентов гневного лица не является произвольным, все они выражают одно и то же», — отметил антрополог Джон Туби (John Tooby).