Предлагаем Вашему вниманию интервью психоаналитика, писателя и оккультиста Олега Телемского (он же — руководитель культурно-просветительского общества «Касталия», а также посвященный в Орден Восточных Тамплиеров) интернет-газете «Время Воронежа»:
Олег, ваш проект «Касталия» начинался как просветительский. Вы начинали с того, что выкладывали на сайте переводы ранее не переводившихся книг Юнга, Кроули и т.п. С чего вдруг появилось такое желание – просвещать?
Все немного не так. Первоначально это была моя домашняя страничка, куда я выкладывал свои статьи, свои мысли и сканированные книги. Потом на форуме сайта появились люди, которые стали переводить оригиналы. И я понял, что задача «Касталии» — дать возможность людям ознакомиться с первоисточниками юнгианской психологии, с источниками серьезной эзотерической традиции. Потому что при словах «эзотерика» и «оккультизм» у нас в голове возникают в лучшем случае ассоциации с Е. Блаватской и Р. Штайнером, а в худшем — с колдовством деревенских бабок. Серьезный оккультизм совершенно неизвестен – точно так же, как и серьезная юнгианская психология.
Вы и психоаналитик, и оккультист. У вас много ипостасей. Сколько их всего и какая из них главная?
Наверное, главная – это создатель проекта «Касталия». Вторая ипостась – я посвящен в Орден восточных тамплиеров пятой степени. Чтобы ее получить, в Ордене нужно пробыть не менее 15 лет. Здесь прямая аналогия с масонскими степенями. По мере получения степеней увеличивается влияние, увеличивается ваша сила. В-третьих, я, действительно, юнгианский психоаналитик. Я закончил программу обучения в Московской ассоциации аналитической психологии (МААП), получив второе высшее образование (первое – психологическое). Также я автор двух книг – о Телеме и Таро. Все время даю себе зарок написать третью книгу, но пока на нее нет времени.
Чем Орден тамплиеров, в котором вы состоите, отличается от секты?
В секту легко попасть, но трудно выйти. В Орден – наоборот, очень трудно попасть, а вылететь за малейшее несоответствие очень легко. Например, если человек нажрался на собрании, как свинья. Или кому-то нахамил. Если брать более серьезные провинности – это разглашение тайны. Если человек открыл обстоятельства посвящения или тайну ритуала, то он будет исключен из Ордена.
Чтобы попасть в Орден, нужно быть человеком, который реально интересуется оккультизмом и чувствует зов к иному. Перед тем, как посвящаться, нужно пройти полтора года обучения в нашем колледже, прочитать определенное количество книг, освоить определенное количество техник и прослушать лекции. И это еще не гарантия, что желающего посвятят в ОТО. И у 90 процентов пыл пропадает. Слово «секта», которое ассоциируется с проповедью и зазывом всех в свои ряды, здесь точно не уместно.
Алистера Кроули часто называют отцом сатанизма. Так ли это на самом деле и является ли Антон Шандор Ла Вей его последователем?
Если говорить о Ла Вее, это твердое «нет». Что мы понимаем под сатанизмом? Если под ним понимать практику поклонения, ритуалы и служение Сатане, – неважно, как Высшему Злу или как непонятому принципу – то нет, Кроули сатанистом не является. Потому что главный его пантеон – египетские боги – Нюит (Нут), Хагит (Хат) и Хор. Главный святой текст телемитов – это «Книга Закона», в котором, прежде всего, проявляются египетские боги. Есть в его творчестве и косвенные антихристианские образы, но они находятся на периферии. Да, Кроули писал «Гимн Люциферу», но он же как поэт написал «Гимн Гекате» и «Гимн Адонису». Если говорить о культовой практике, традиции, то ни о каком сатанизме тут речи не идет.
Другое дело, Телема считает сексуальность священной. Телема считает, что ограничения, которые налагает человечество на чужую сексуальность, осуждая людей свободной сексуальности, — это грех, это зло. (Сексуальность есть свобода). И в этой, единственной точке телемиты сходятся с сатанистами. Но больше ни в чем.
Часто сатанистами называют подростков, которые рисуют на кладбищах пентаграммы. Кто они такие?
Эти господа даже не сатанисты. Для них есть прекрасное определение – дьяволопоклонники. Если мы говорим о сатанизме Ла Вея, то это какая-никакая, пусть и примитивная, но все же философия. Сам Ла Вей пентаграмм на кладбище не чертил, а более того, в некоторых эссе писал о том, что за любой вандализм, разрушение эстетических памятников следует ввести отрубания рук. Дьяволопоклонники – начитавшиеся мрачных текстов подростки. Некоторые зависают в этом возрасте надолго, до старости. Есть сатанисты – поклонники конкретно идей Антона Шандора Ла Вея, увлекающиеся эстетикой блэк-металла. Телеме же близка эстетика не агрессивной музыки, а символической поэзии, Декаданса.
Известно, что Алистер Кроули приезжал в Россию…
Более того, он очень любил Россию. Он посетил Москву и Нижний Новгород. Именно в России он написал эссе «Сердце Святой Руси», вдохновленное красотой храма Василия Блаженного, который, с его точки зрения, выражал глубинную анархичность и свободу русского гения – именно потому, что каждый купол не похож на остальные, но при этом все они вместе создают некую органическую целостность. Кроме того, в России Кроули написал две главных своих работы – «Гимн Пану» и «Гностическая месса», где описал главный телемитский ритуал — ритуал во славу Вечной Женственности.
Если говорить о рок-музыкантах, то на кого оказал влияние Кроули?
Это «Битлз», Оззи Озборн, у которого даже есть песня «Мистер Кроули». Кстати, еще одна известная фигура в рок-музыке – Мэриан Фэйтфул, какое-то время бывшая любовницей Мика Джаггера. Мэриан была ученицей Джека Парсонса, прямого ученика Кроули.
На своих семинарах Вы, как и Юнг, уделяете большое значение снам. Почему к снам важно прислушиваться?
Сны – это язык нашего бессознательного, язык нашей души. В сновидениях все персонажи наших снов — это разные грани нашей психики, нашей реальности, нашего большого «Я». И конечно, знать сны – это знать себя. Именно сновидениями, по мнению Фрейда, вымощена «королевская дорога в бессознательное».
Чтобы познать тот или иной сон, нужно ли читать сонники?
Сонники следует выбросить на помойку.
А как тогда обычному человеку, не знакомому с идеями Юнга, распознать, что есть тот или иной образ?
Прежде всего, записывайте сны. Затем спросите у себя: что для меня значит этот образ? Если приснилась кошка, спросите себя: что для меня она? Это хищница, которая преследует мышей, это противоположность собаке как символу свободы, сексуальности или это символ домашнего уюта? Из этих ассоциаций вы найдете правильное понимание своего сна. Хотя с серьезными, кризисными снами лучше идти к психологу. Но предварительно узнать: разделяют ли они идеи Юнга? Идти к психологу-материалисту, который все будет сводить к сексу или рефлексам, бесполезно.
Помимо снов, Юнг исследовал и сказки. Скажите, почему во многих русских народных сказках столько много нелогичных вещей? Например, сказка о курочке Рябе, где все сначала пытаются разбить золотое яичко, а потом, когда оно разбивается, плачут?
Вы знаете, эти сказки кажутся странными для нашего дневного сознания. На самом деле любая сказка подчиняется логике мифа, который абсолютно логичен. Если хотите понять сказку о курочке Рябе, послушайте в интернете лекции известного филолога-фольклориста Софьи Агранович. Она была одной из самых образованных женщин Самарского госуниверситета. Мне запомнились ее лекции о сказках, где «Курочка Ряба» объясняется как миф о солнце. В сказках проявляются базовые психологические структуры. Русские народные сказки очень важны для формирования ребенка. Но, пользуясь случаем, я хочу сказать, что в сказках опасно. Ни в коем случае детям нельзя читать Ганса-Христиана Андерсена. Это я советую не только как психолог, но и опираюсь на мнение ученицы Юнга, Марии-Луизы фон Франц.
А почему нельзя читать Андерсена? Потому что во многих его сказках печальный конец?
Не только. Во многих древних сказках – тоже печальный конец, но там это соответствовало логике мифа. А в сказках Андерсена сама сказочная структура – нарциссична, болезненна. Сам по себе Андерсен был крайне несчастным человеком, и всю свою болезненность, я бы даже сказал, психотичность он воплотил в извращенно-болезненном виде сказок. Понятно, что подростку в 14 лет вполне можно почитать Андерсена. Но для маленького ребенка сказка становится жизне-мифом, укладывается в фундамент личности. Укладывать в эту программу Андерсена я категорически не рекомендую. Все остальные сказки – читайте за здоровье.
А что Вы скажете о порой очень жестоких сказках братьев Гримм? Конечно, там часто погибают злодеи, но совсем не гуманным способом?
Ну и правильно! Поймите: это – логика мифа. Во-первых, ребёнок это воспринимает совсем иначе. Чем прогрессивнее общество, тем больше человек удаляется от своей природы. Сама по себе реальность – жестока, жизнь заканчивается смертью. Пытаться создавать стерильную, выхолощенную реальность губительно. Подобные «стерильные» тенденции можно было наблюдать в 20-е годы прошлого века, когда для детей писали новые пролетарские сказки, сказки о торжестве коммунизма. Но стерильность убивает дух, который, подобно цветку, борется за жизнь, произрастает из глубин самых мрачных почв. Сказка знакомит нас с законами этой жизни в облегченном, метафорическом виде. Проблема сказок Андерсена — не в жестокости и даже не в плохом конце, а в общей болезненности, общей ране.
Вы читали прозу Андрея Платонова? Поделитесь впечатлениями.
Жутковатые тексты. В его прозе отразилось инфернальное русское бессознательное, которое грозит вырваться сейчас. Русское инферно – это стремление к тотальной слиянности, уничтожению индивида в этом маховике, механизме. В прозе Платонова отразились страшные, но пророческие вещи. По его книгам очень хорошо диагностировать базовые структуры коллективного бессознательного советского режима. Коллективное бессознательное, которое тяготело к общине, к растворению в массе.
Как Вы относитесь к различным телешоу типа «Битвы экстрасенсов»?
Двойственно. Хорошо, что человечество привыкает к паранормальному. Другое дело – качество материала оставляет желать лучшего. Здесь интересная закономерность: то, что на одном этапе эволюции кажется невероятным, мистическим, магическим, на следующем этапе эволюции становится повседневным. Например, знаете, что считалось самой высшей формой магии в Древнем Египте? Письмо. Владение письмом было сопоставимо со способностью вызывать дождь. Это было одно из высших магических искусств. Кстати говоря, это отразилось и в средневековой культуре. Например, слово «гримуар» (черномагический текст) имеет один корень со словом «грамматика». Таким образом, способность читать, передавать информацию когда-то считалась невероятной, магической, а в итоге стала естественной. Рискну предположить, что, быть может, лет через 500 люди с детства будут обучаться экстрасенсорике.
Вы думаете, что в «Битве экстрасенсов» участвуют настоящие колдуны?
Нет. Но это не актеры. Некоторые ребята там, действительно, кое-чем обладают. Но надо понимать, что в реальности все происходит не так, как мы видим на экране. Я знаю, как делают это шоу. Представьте, что вы экстрасенс, который впервые видит стоящего перед ним человека. В течение двух часов вы наговариваете на камеру все, что приходит о нем на ум. А потом из этого двухчасового «потока сознания» в зависимости от сценария вырезается лишь две минуты, которые попадают на сто процентов.
Как Вы относитесь к Южинскому кружку, откуда вышли писатель Юрий Мамлеев, поэт, переводчик и мистик Евгений Головин, художник и журналист Игорь Дудинский, философ Александр Дугин?
Давайте сразу определимся: есть Южинский кружок, а есть отдельные люди. Я очень люблю раннего Юрия Мамлеева (его рассказы, романы «Московский гамбит» и «Шатуны»). Сейчас писатель тяжело болен, фактически борется за жизнь. Для литературы он сделал очень много – он единственный нефранцуз, который вошел в Союз писателей Франции. А это говорит о многом.
Я безмерно уважаю Евгения Всеволодовича Головина. Я перечитывал его книги несколько раз и считаю, что это был один из величайших людей своего времени. Я дружен с его дочерью, которая помогала нам проводить лекции по юнгианской психологии.
Что же касается Дугина, то я отношусь к нему резко отрицательно – как к политику, который сейчас занимает ультраконсервативную, тоталитаристскую позицию и делает все, чтобы Россия отделилась от остального мира. Еще более негативно я отношусь к той магической сущности, которая им владеет. За ним стоит демон Астарот (Астаро́т, согласно западной демонологии — один из самых высокопоставленных демонов в адской иерархии). Это весьма серьезные силы инфернального плана.
То есть они им управляют?
Да. Причем сам он об этом может не знать. Это не значит, что к нему, как в фильмах, пришел дух и сказал: «Подчиняйся мне, смерд!». Просто определенная сущность начинает направлять свою энергию через вас, и вы становитесь выразителем этой сущности. Проще говоря, для меня Дугин – эталонный пример черного мага. Это человек, который начинал с симпатий к Гитлеру, нацизму. Интересно, что в 90-е годы он «сунулся» в Телему, даже перевел пару текстов Кроули. Но быстро понял, что в текстах Кроули нет секрета власти. Ему нужна власть, как и всякой инфернальной сущности. Дугин – это реально инфернальная, страшная сила. Именно он и силы, которые за ним стоят, оказывают очень сильное влияние на нынешнюю власть.
А как Вы поняли, что за Дугиным стоит именно демон Астарот?
Еще в 80-х Дугин под псевдонимом HansZivers записал несколько песен, одна из них называлась «Астарот». Всем поклонникам и ценителям Дугина я советую эту песню послушать. Это единственное место, где он не врет, где он открылся, как есть. Это его настоящая история…
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.