Чтение, казалось бы, такой простой, но вместе с тем невероятно захватывающий процесс. Через чтение человек познает мир, а за увлекательной книгой очень приятно скоротать дни. Когда мы читаем, в мозге происходят невероятно сложные процессы, их изучением занимается отдельная наука – нейронаука, она объединила в себе нейробиологию, нейрогенетику и нейрофизиологию. Специалисты уже долгое время стараются разобраться в том, как именно наш мозг распознаёт и обрабатывает читаемый текст.
Группа ученых из Медицинского центра университета Джорджтауна, которой руководил доктор Максимилиан Ризенхубер, провела революционное исследование в этой области. Информация о котором еще в 2009 году была опубликована в журнале Neuron.
Специалисты сумели выяснить и подтвердить, что в мозгу человека существуют нейронные образы для всех известных ему слов письменной речи, которая еще называется орфографической лексикой. Из этого открытия следует вывод, что чем больше человеческий мозг накапливает информации, тем объемнее становиться его «иллюстрированный словарь», он оказывает такое влияние на человека, что тот воспринимает прочитанное не с помощью букв или звуков, а по словам.
Благодаря новому исследованию под руководством доктора Ризенхубера, удалось подтвердить способность человека расширять «иллюстрированный словарь» новыми словами и выражениями. Когда мы слышим и запоминаем незнакомое слово – в нашем мозгу фиксируется изображение, помогающее его идентифицировать.
Нейроны головного мозга имеют разную реакцию на знакомые слова, и на те, которые человек видит впервые. Более того, в головном мозге человека существует специальная область, отвечающая за этот процесс, она называется областью визуальной словоформы (visual word form area). Этот участок мозга располагается в левой части зрительной коры, отвечающей за оценку и дальнейшую обработку визуальной информации. Интересный факт, что с противоположной стороны, в правой части мозга, находится область, с помощью которой мы способны распознавать человеческие лица.
В эксперименте принимало участие 25 взрослых добровольцев, которым было предложено посмотреть и постараться запомнить 150 «слов», не имеющих никакого смысла. Перед заданием и после него, людям была сделана функциональная магнитно-резонансная томография, с помощью которой осуществляется проверка активность мозга.
Нейробиологам удалось обнаружить, что обучение изменило активность области визуальной словоформы. Следовательно, эффект, оказываемый на мозг тем, что участники эксперимента узнали бессмысленные наборы букв, сопоставим с тем, как если бы они видели перед собой давно известные слова.
Выводы, сделанные благодаря исследованию, подытожил его автор, доктор Лори Глезер, слова которого приводились в пресс-релизе GUMC: «Это исследование является первым в своем роде, показывающим, как нейроны изменяют свои настройки в процессе заучивания новых сочетаний букв. Таким образом, оно демонстрирует пластичность мозга».
Цель этого исследования заключается не только в том, чтобы выяснить процессы, происходящие в мозге человека при обработке слов, но и помочь людям, испытывающим затруднения с чтением. Более того, по предположениям Ризенхубера, взяв за основу результаты их исследований, появится возможность разработать и интегрировать кардинально новый подход к обучению, суть которого будет основана на том, чтобы слово воспринималось, как визуальный образ.