— "Капсул времени", оставленных погибшими цивилизациями, на Земле может быть несколько. Но, скорее всего, такие послания, адресованные из доисторических времен к современному человечеству, являются не суммированной информацией о невероятных технологиях и секретных знаниях, а предупреждением о возможных глобальных катастрофах, рассказом об уже случившихся бедствиях, уничтоживших все живое на нашей планете в доисторические времена.
Например, о падении астероида, великом потопе, сдвиге оси вращения Земли. Немногочисленные люди, которые уцелеют в такой катастрофе, наверное, смогут еще какое-то время сохранять свои знания, опыт, интеллект. И, конечно, будут понимать, что впереди их цивилизацию ждут многие века деградации. Пока не поздно, они решат предупредить будущих обитателей Земли об опасности или просто рассказать о случившемся.
— Почему вы считаете, что представители погибших цивилизаций оставили нам именно такие предупреждения? Может, они просто решили передать нам привет, как это делаем мы сами, зарывая или замуровывая где-то послания к воображаемым потомкам?
— Я не особенно много замечаю сегодня тех, кто заинтересован в информировании людей далекого будущего. Именно далекого, а не близкого. В советское время были модны капсулы времени, которые закладывали на предприятиях, послания к комсомольцам XXI века. То есть с адресацией на 50, ну на 100 лет вперед. Но не на тысячи, а то и миллионы лет.
Такое будущее для нас непредставимо. И получается, что это послание не "комсомольцам", а неизвестно кому. Вот таких капсул времени наша цивилизация практически не делает, если не считать жалкие исключения — хранилище зерен и растений во льдах Норвегии, забетонированные, находящиеся глубоко под землей собрания отдельных библиотек.
В самом деле, если вдуматься – ну зачем заботиться о цивилизации, которая придет на смену нашей? В таком случае мы должны смириться с мыслью, что нынешнее человечество исчезнет, уйдет в небытие — так же, как исчезли еще пять или шесть человечеств до нас. Но в наши обязанности отнюдь не входит информировать неизвестно какие грядущие разумные существа о наших радостях и тревогах, ошибках и достижениях.
С какой стати вместо того, чтобы заниматься своим насущным трудом, мы вдруг возьмемся решать проблемы следующих цивилизаций? К тому же большинство людей не настроены настолько пессимистично и считают, что апокалипсиса удастся избежать. Поэтому нет повода тратить время на возведение каких-то циклопических сооружений ради сомнительной славы, что через миллионы лет кто-то их найдет и "расшифрует".
— А зачем вообще возводить циклопические сооружения с бронированными "капсулами времени"? Есть мнение, что после нашей цивилизации и так останется очень много чего — ведь любая катастрофа все созданное человеком не уничтожит.
— Да, после развитых цивилизаций и через тысячи веков должны остаться сооружения, не похожие на природные. Уцелеют аэродромы, дамбы, плотины, дороги и т. д., однако небоскребов в этом списке нет. Напор времени и стихии выдерживают только постройки сверхустойчивые – те же египетские пирамиды пережили не одну древнюю цивилизацию и, быть может, переживут нас, если, не дай Бог, с человечеством что-то случится. А небоскребы и любые каркасные дома, так же как и мосты, имеют очень ограниченный по сравнению с тысячелетиями срок годности: они рухнут и обратятся в пыль.
Скорее всего, свои предостережения о возможности глобальных катастроф доисторические строители заложили в мегалитических памятниках. Только огромные каменные сооружения переживают тысячелетия и доходят до потомков.
Памятники из других материалов либо недолговечны, либо у кого-то появляется соблазн их разрушить или переплавить. То есть "отправлять в будущее" металлические капсулы времени неразумно — более дикие потомки просто пустят их на мечи и никчемные побрякушки.
Не исключено, что многие из них, как и Стоунхедж, — астрономические памятники. Но думать, что наши отдаленные предки возводили такие громады только для того, чтобы высчитывать дни весенних паводков или посевной – наивно. Сельские труженики, которые гораздо ближе к земле, чем астрономы, откровенно смеются над тем, что надо, мол, с помощью мегалитов предсказывать время посева, потому что они сами делают это не по звездам, а по температуре почвы.
Когда почва прогрелась до нужной стадии — можно сажать. Иными словами, для сооружения гигантских мегалитов каких-то мелких целей недостаточно. Их имеет смысл возводить только в случае, если они должны выполнить свою изначальную функцию спустя много тысяч лет. Эта роль должна быть крайне важной, иначе ради нее не стоит нагружать себя и своих сородичей титаническими строительными работами.
Поэтому вычислить доисторические "капсулы времени" и места, где они могут находиться, не составляет труда. Кроме Стоунхеджа, это великие пирамиды Южной Америки и Египта, а на территории нашей страны — исчезнувший древний город Аркаим в Челябинской области, мегалиты на Кольском полуострове, в Карелии и Архангельской области, в районах расположения легендарной страны Гипербореи. А также на дне моря вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
— Способны ли мы вообще расшифровать смысл этих посланий? Или он уже утрачен?
— В такой надежде есть некая ловушка. Со сменой поколений, народов, языков уходит нечто, что позволяло людям понимать друг друга. "Разговор" с потомком через миллионы лет может оказаться невозможным, если ведется на языке общечеловеческих символов. Больше шансов разобрать язык астрономии, поскольку астрономы, когда выверяют свои послания, обращаются даже не к людям, а просто к носителям разума, представляя, что нас с ними может объединять только одно – математика.
— А на орбите Земли капсулы времени могут быть? Ведь мы сами запускаем их в автоматических зондах. Может, и давние цивилизации тоже имели доступ в космос?
— Эти попытки по своей эффективности напоминают мне бросание бутылок с записками в морскую пучину. Не счесть примеров, когда такие послания доходили до адресатов. Но чаще всего случалось наоборот… Между тем, всего четыре капсулы времени, посланные человечеством, пока что пересекли границы Солнечной системы на "Пионерах" и "Вояджерах". Хотя, чтобы всерьез рассчитывать, что наши посылки будут найдены внеземными цивилизациями, таких "бандеролей" должны быть как минимум многие тысячи.
А вот на орбите чужие капсулы времени оказаться могут. Найти их там гораздо более вероятно, чем на Земле. Наша планета с ее очень сложной геологией – весьма неудачный пример хранения, рассчитанный на миллионы лет. Эрозии почвы, континентальные катастрофы, стихийные бедствия – слишком мало шансов уцелеть для любого творения рук человека.
Плюс человеческая деятельность – мегалиты и древние памятники зачастую просто уничтожают, они гибнут в войнах, как знаменитые статуи Будд в Афганистане. Зато в безвоздушном пространстве капсулы не подвержены разрушительному воздействию и могут сколько угодно ждать своих исследователей. И дождутся их, когда адресат станет цивилизованным настолько, что будет способен выйти в безвоздушное пространство. Космос – самый надежный банк хранения информации, в том числе "посылок из далекого прошлого".
— Где же стоит искать космические "капсулы времени"?
— Таких потенциальных мест вблизи Земли несколько — например, высокие орбиты, на которых спутники могут вращаться вечно, не снижаясь и не сгорая в атмосфере, или так называемые запретные орбиты, где неопознанные космические тела движутся против вращения Земли. Как ни странно, такие спутники известны с момента начала космической эры.
Самый знаменитый из них – "неучтенный", по выражению писателя-фантаста Александра Казанцева, спутник "Черный принц", запущенный неизвестно кем и недоступный для радиолокаторов. Всего же таких неуловимых "черных принцев" в земном пространстве отмечено около двадцати...
Ну и, конечно, — Луна. Капсулы времени могут храниться там хоть миллиарды лет. Даже записка на листке бумаги может лежать на поверхности Луны вечно, если в нее не ударит метеорит. А в пещере или другом "подлунном" хранилище капсуле времени не грозит и такая опасность.