» » » Ученые не понимают, откуда во Вселенной столько света

Ученые не понимают, откуда во Вселенной столько света

Опубликовано: 4-03-2015, 15:01

Во Вселенной, между галактиками существуют огромнейшие пустоты. Они соединены между собой шлейфами водорода и гелия, которые могут служить в качестве «светометра». В издании Astrophysical Journal Letters было опубликовано исследование, в результате которого ученые пришли к выводу, что света, который выделяется из галактик и квазаров недостаточно для объяснения процессов, фиксируемых при наблюдении за межгалактическим водородом. Разница между фактической и расчетной величиной составляет внушительные 400%.
Такое огромнейшее расхождение комментирует Дэвид Вайнберг из Университета штата Огайо, он говорит: «Разница в 400 процентов говорит, что вы серьезно в чем-то ошиблись. Мы до сих пор не знаем, в чем, но есть, по крайней мере один, факт о современной вселенной, которого мы не понимаем».

А коллега Вайнберга, ведущий автор исследования, Джуна Коллмейер так описала эту ситуацию: «Вы будто находитесь в большом, ярко освещенном помещении, но оглядываетесь и видите только несколько 40-ваттных лампочек. Откуда берется весь этот свет? Мы не знаем».

Удивительно, но такой парадокс наблюдается только на сравнительно небольшом расстоянии от нас, которое изучено достаточно неплохо. Когда же астрономы направляют телескопы на галактики, находящиеся в миллиардах световых лет, расчеты и наблюдения сходятся. Следовательно, несоответствие возникло лишь относительно в недавнем времени. Таким образом, подсчеты специалистов сходятся с реальностью при наблюдениях за юной Вселенной, но они не оправдываются при локальном применении.

Этот неизученный свет состоит из высокоэнергетических ультрафиолетовых фотонов, способных преобразовывать нейтральные атомы водорода в электрически заряженные ионы. Ученым удалось выяснить два источника этих ионизирующих фотонов: квазары и горячие молодые звезды.

Было выяснено, что ионизирующие фотоны юных звезд не оказывают влияние на межгалактический водород, так как они практически всегда  поглощаются газом в материнской галактике. Числа же известных квазаров недостаточно для производства всего имеющегося света.

Коллмейер так комментирует это открытие: «Либо наши подсчеты света галактик и квазаров далеки от истины, либо есть какой-то другой крупный источник ионизирующих фотонов, который мы пока не обнаружили. Мы называем эту нехватку света кризисом недопроизводства фотонов. Но кризис только у астрономов — у Вселенной все в порядке».

Несоответствие было зафиксировано при сравнении суперкомпьютерных моделирований межгалактического газа с последним анализом данных, полученных с помощью космического телескопа Хаббл.  Бен Оппенгеймер, соавтор работы из Колорадского университета, так прокомментировал вышеупомянутое сравнение: «Моделирование шикарно согласует данные в юной Вселенной и хорошо согласовало локальные данные, если бы мы допускали, что этот лишний свет на самом деле есть. Возможно, моделирование не отражает реальности, что в принципе было бы удивительно, потому что межгалактический водород — один из компонентов Вселенной, который, как мы думаем, мы отлично понимаем».

Нил Катц из Массачусетского университета в Амхерсте выдвинул предположение, что «излишний» свет может возникать не из галактик или квазаров, а, к примеру, в результате распада темной материи. Но он добавил: «Знаете, когда вы начинаете серьезно говорить о распаде темной материи, это уже кризис».