» » » Ученые представили новую модель гелиосферы

Ученые представили новую модель гелиосферы

Опубликовано: 9-03-2015, 14:40

В Солнечной системе, помимо планет, комет и других космических объектов, наблюдается явление, именуемое астрономами как солнечный ветер. Это явление представляет собой поток заряженных частиц, образующих в космических пространствах огромный пузырь, который называют гелиосферой. Солнечный ветер ослабевает по мере удаленности от Солнца, это вызвано влиянием встречного давления межзвездного газа.

Солнечный ветер достигает точки удаленности от Солнца, где он просто останавливается, этот процесс называется гелиопаузой. Буквально за промежутком гелиопаузы следует межзвездное пространство. Между гелиопаузой и межзвездным пространством солнечный ветер смешивается с межзвездным веществом. В августе 2012 года эту область пересек космический аппарат «Вояджер-1».

Учеными уже давно было принято изображать гелиосферу в форме кометы – структуры с большим хвостом, который оставляется Солнцем во время своего движения по Млечному пути. Предполагают, что длина этого «хвоста» равняется примерно 750 миллиардов километров. Но 19 февраля 2015 года в журнале Astrophysical Journal Letters была опубликована статья, в которой изложена версия, что гелиосфера имеет совершенно иную форму, больше напоминающую рогалик.

Желтый цвет – гелиосфера, красный – линии галактического магнитного поля, серый – линии солнечного магнитного поля.

Этим исследованием занимаются ученые из Бостонского университета и университета штата Мичиган. Они сделали вывод, что вдоль северной и южной осей солнечный ветер сжимается магнитными полями. При этом образуются две оттянутые струи, длина которых составляет 37 миллиардов километров. Они в некоторой степени напоминают джеты, которые образуются черными дырами. Такую модель специалисты предложили, проанализировав данные, полученные «Вояджером-1». Этот аппарат не создавался для исследования межзвездного пространства, но с его помощью удалось сделать важное открытие – выяснилось, что пересекая границы Солнечной системы, магнитное поле не претерпевает переориентацию, это открытие оказалось весьма неожиданным.

Для объяснения полученных данных, специалисты сконцентрировали свое внимание на «носе» гелиосферы. С помощью моделирования этого космического явления, удалось выяснить, что размеры гелиосферы значительно меньше, нежели предполагалось раннее. Ученым удалось создать гораздо более масштабную симуляцию гелиосферы, ее результаты показали, что форма гелиосферы имеет не один, как считалось, а два хвоста.

Авторы исследования, для подтверждения своих выводов, апеллируют результатами, которые были получены с помощью аппаратов «Кассини» и IBEX. Однако факт состоит в том, что другие специалисты эти же данные трактуют с другой точки зрения. Ученые надеются, что ясность в этот вопрос поможет внести космический аппарат «Вояджер-2», траектория его полета отличается от той, что у «Вояджера-1». Специалисты ждут, когда «Вояджер-2» пересечет пределы гелиосферы. Его данные, возможно, внесут ясность, какая же из двух моделей точнее.