» » » Используя «Розетту», ученые получили карту воды в «хвосте» кометы Чурюмова-Герасименко

Опубликовано: 23-06-2015, 12:02

На комете Чурюмова-Герасименко происходит своеобразный «круговорот» воды. К такому необычному и неожиданному выводу пришли ученые благодаря полученным новым данным. Используя космический аппарат «Розетту», специалистами была составлена карта того, как вода распределяется в газовом хвосте кометы Чурюмова-Герасименко. Ее распределение оказалось крайне неравномерным.

Николас Бивер (Nicolas Biver), являющийся сотрудником университета имени Дени Дидро, находящегося в Париже (Франция), рассказал: «Наши наблюдения продемонстрировали, что вода распределена по хвосту кометы крайне неоднородно. Мы обнаружили, что самые «мокрые» уголки комы находятся у перемычки между двумя половинками кометы, в районе ее северного полюса. Плотность воды в этом узком регионе примерно на два порядка выше, чем во всех других уголках газового хвоста кометы».

Такой смелый, даже неожиданный вывод был сделан Бивером, совместно с другими учеными, после того, как ими были получены и проанализированы данные, собранные микроволновым детектором воды, MIRO, этот детектор был установлен на борту «Розетты». Начиная с июня 2014 года, когда «Розетта» подлетала к комете Чурюмова-Герасименко и в последующие месяцы, собирались столь ценные данные для научных исследований.

Говоря о преимуществах упомянутого выше приспособления, специалисты указывают на то, что он способен не только находить даже весьма незначительные запасы воды и водных паров, но и анализировать их. В частности, использование MIRO позволяет исследовать изотопный состав найденных образцов. Благодаря этому, специалисты могут лучше и глубже понять принципы и устройство мироздания.

Проводимые исследования достаточно неожиданным образом показали и подтвердили тот факт, что в газовой коме кометы распределение воды представляется весьма неоднородным. Наиболее крупные запасы воды сосредоточены именно на «дневной» стороне этого небесного тела, особенно «водянистым» представляется район перемычки, которая соединяет обе половинки «гантели» кометы, а ночная сторона кометы содержит наиболее минимальные водные запасы.

Углубленный анализ того, каким образом движутся и распределяются молекулы нормальной и тяжелой воды, в части газового хвоста кометы, показывает наличие своеобразного круговорота воды, который способствует тому, чтобы молекулы влаги перемещались из более влажных регионов, которые находятся на солнечной стороне тела, в относительно засушливую часть комы, которая недоступна солнечным лучам.

Бивер со своими коллегами считают, что такой неравномерный характер, с каким распределяется вода по хвосту кометы, свидетельствует о том, что на скорость с которой испаряется влага с поверхности «косматых чудовищ» влияет, кроме яркости освещения поверхности, и форма рельефа. Очень скоро, в середине августа, комета Чурюмова-Герасименко очень приблизится к Солнцу, ученые-планетологи планируют наблюдать за ней в этот период. Такая работа позволит подтвердить или опровергнуть сделанные выводы.