» » » Ученые впервые выяснили, сколько песка из Сахары долетает до Амазонии

Ученые впервые выяснили, сколько песка из Сахары долетает до Амазонии

Опубликовано: 25-02-2015, 23:00

Песок из Сахары обогащает леса Амазонии. Такая неожиданная информация была опубликована в журнале Geophysical Research Letters. В статье сообщается о том, что ученые-экологи, используя данные с климатических спутников, впервые смогли оценить объем частичек пыли, которые через Атлантический океан «перелетают» из пустыни Сахар в Амазонские леса.

Леса Амазонки – легкие нашей планеты. Многие экологи и климатологи уверены, что на сегодняшний день этот важнейший элемент экосистемы Земли не является в полной мере самодостаточным. Чтобы леса выполняли свои функции настолько, насколько это необходимо для поддержания жизни, они должны извне обогащаться фосфором, калием и многими другими веществами. Дело в том, что постоянно происходит процесс вымывания этих важнейших элементов. Однако, ввиду того, что в этом регионе часто наблюдаются ливневые дожди, постоянно происходит процесс вымывания этих важнейших элементов. Пески Сахары являются главным источником, из которого эти леса получают необходимые микроэлементы, транспортируемые вместе с песчинками.

Учеными в наши дни прилагаются особые усилия в том, чтобы спрогнозировать влияние, которое будут оказывать климатические изменения на леса в Южной Америке. Хунбинь Ю, ведущий специалист из университета штата Мэриленд (США), рассказал, что в последнее время ученые особенно заинтересовались исследованиями объемов нутриентов и песка, которые переносятся из Африки в Амазонию, так как считается, что эти сведения окажутся весьма полезными для понимания специфики реагирования амазонских лесов на глобальные перемены в климате планеты.

Количество переносимого песка оказывает влияние на лесные массивы. Так, если выяснится, что ветра транспортируют относительно небольшой объем песка, тогда повышение содержания углекислоты в атмосфере не приведет к разрастанию амазонских лесов – им для этого не будет хватать нутриентов. А это, в свою очередь, вызовет заметное ускорение глобального потепления.

Группа ученых, работающая над этим проектом, использовала климатический спутник CALIPSO, который в 2006 году на орбиту запустила NASA совместно с французским агентством CNES. Цель миссии состоит в том, чтобы как можно точнее измерить объем песка, переносимого между континентами. Помимо этого, экологами был осуществлен ряд экспедиций в Амазонию и на Карибы. На месте они собирали образцы и проводили химический анализ пыли.

Над этой программой ученые работали около 7 лет, только после этого они обнародовали собранные данные. Выяснилось, что ежегодно в сторону Амазонии переносится в среднем 182 миллионов тонн песка и пыли. Из этого объема около 15% песка оседает в океане. Ученые подсчитали, что вместе с песком в океане оседает примерно 22 тысячи тонн фосфора. Это количество примерно равно тому, что ежегодно вымывается из почвы Амазонии реками.

Группа ученых, которая занималась этими исследованиями, отметила, что 7 лет – слишком маленький срок, чтобы сделать всеобъемлющие и окончательные выводы. К тому же, в разные годы показатели переносимой пыли менялись практически в два раза. Разницу в «транспортируемых» объемах песка ученые объясняют чередованием периодов засухи и дождей. В изучении влияния перемещения песка на планетарный климат еще предстоит очень много работы.

Категория: Новости / Планета Земля | Просмотров: 1257