Даже двери консервативного Рима были для него открыты, в Ватикане его принимал кардинал Орсини, а сам глава католической церкви вел с Калиостро «особенные беседы». Германия, Бельгия, Англия, Франция, Польша – в каждой стране его появление было новостью номер один! И что уже совсем за гранью, именно он, шарлатан и авантюрист XVIII века, предсказал Великую французскую революцию, падение Бастилии и казнь Марии-Антуанеты! Среди его горячих поклонников были Шиллер и Гете, и они оставались таковыми до самой своей смерти. Гете, к примеру, во время своего путешествия на Сицилию упорно собирал информацию о «Джузеппе Бальзамо» на его предполагаемой родине. Именно на основе этих многочисленных записей создатель «Фауста» написал свою пьесу «Великий Кофта»…
Его настоящая биография была погребена под тысячами вымышленных историй и имен: Тискио, Мелина, граф Гарат, маркиз де Пеллегрини, маркиз де Анна, граф Феникс, Бельмонте… Только после ареста «Великого Копта» в 1789 году, благодаря отлаженной машине римской инквизиции стали известны подлинные факты из жизни выдающегося афериста. Калиостро родился в Палермо, в детстве был отдан в семинарию св.Рокко, откуда на двенадцатом году жизни был переведен в монастырь бенедиктинцев Кальтаджироне. Кстати, именно монаху, заведовавшему аптекой, будущий маг был обязан познаниями в ботанике, химии, медицине и врачебном искусстве. Уже через четыре года Калиостро сбежал из опостылевшего монастыря и занялся подделками: картины, подписи, театральные билеты, паспорта, квитанции, письма… Вскоре ему пришлось покинуть родные края и отправиться к своей тетке графине Винченце Калиостро, от которой он унаследовал фамилию и титул. Там же граф познакомился с алхимиком Альтотасом, с которым отправился в долгое путешествие: Египет, Родос, Мальта. На Мальте Калиостро вместе со своим напарником «развел» гроссмейстера Мальтийского ордена Пинто, который отдал все свое состояние на исследование и поиск «эликсира бессмертия». Опустошив кошелек Пинто, авантюристы скрылись в Неаполе, откуда переплыв море, перебрались на родину Калиостро, Сицилию, где граф открыл собственный игорный дом. Вскоре Калиостро вновь отправился в путь, правда, уже не с Альтотасом, а со своей обворожительной невестой Лоренцой Феличиани, которую впоследствии он представлял в качестве благородной Девы Калабрийской. Кстати, родители Лоренцы пришли в ужас после утверждений новоиспеченного мужа, что в измене супруга нет ничего предосудительного, а добродетель и супружеская честь относительны. Пара колесила по Европе и устраивала для избранной публики сеансы магии. За ними по пятам следовали разоблачительные заявления инквизиции, не устававшей изгонять их из всех стран, в которые супруги заезжали со своими «выступлениями».
Свои знаменитые похождения новоявленный граф начинал во Франции, где особой популярностью не пользовался. В 1771 году он уехал в Англию, где снова зарабатывал на хлеб мелким мошенничеством и сутенерством. Например, как-то Калиостро «неожиданно» застал свою благоверную с неким богачом. И тому пришлось поплатиться. Граф не стал требовать смерти обидчика на дуэли, он оценил свою обиду дешевле, всего лишь в 100 фунтов. Но, немного погодя, графа самого застали в постели с несовершеннолетней, и супруги Калиостро спешно покинули пределы Туманного Альбиона. Начались новые гастроли четы Калистро по Европе: Брюссель, Германия, Италия, Марсель, затем Испания. В любой стране не было отбоя от желающих колдовским способом обрести богатство, молодость или здоровье.
Но, в конце концов, неуемному до почестей и триумфов магу наскучили мелкие торжества и легкая нажива, ведь рано или поздно у каждого талантливого авантюриста приходит желание играть по крупному. В 1776 году Калиостро вновь переехал в Лондон, где граф подвел черту под периодом мелких предприятий. В то время были распространенытайные общества – масоны, розенкрейцеры, мартинисты – в рядах которых хватало как бескорыстных искателей истины, так и явных жуликов. Эти общества весьма заинтересовали Калиостро. В Лондоне он основал масонскую «Египетскую ложу», став ее предводителем. Толпы богачей буквально дрались за право первыми отдать свои деньги «Верховному Копту». Уже через полгода филиалы ордена открылись в Англии, Германии, Польше и России. Мудрость и магические сверхспособности Калиостро не вызывали ни у кого сомнений. Король Франции Людовик XVI официально объявил, что любое оскорбление чести и достоинства «Великого Магистра» будет караться, как оскорбление Его собственного Величества. Калиостро вершил чудеса: варил золото, вызывал духов, предсказывал, чародейничал, омолаживал и исцелял. В Варшаве для участия в представлении он нанял дворовую восьмилетнюю девочку, которая после его заклинаний разговаривала с умершими и ангелами. Эти спектакли имели несравнимый ни с чем успех, особенно когда для участия в них Калисотро «приглашал» великих умерших людей. К примеру, Дидро утверждал, что никакого того света не существует, а Вольтер в припадке откровенности выражал сомнение в истинности своих собственных воззрений. Иногда вызванные духи «оживлялись» и вступали в горячие споры с живыми, швыряя в них вазами и бокалами, что вызвало невероятный ажиотаж.
В 1778 году супруги Калиостро прибыли в Россию.
В Петербурге граф выдавал себя за искусного целителя, торговал эликсиром молодости, принимал больных, но денег не брал — напротив, даже раздавал их беднякам. Вскоре в свете заговорили о недавно прибывшем в Петербург чудотворце и его прекрасной супруге, выдававшей себя за итальянскую принцессу. У последней появились многочисленные поклонники, в том числе и сам всесильный фаворит царицы, князь Потемкин, что вызвало бурный приступ ревности и злости у Екатерины. «Принцесса» же, которой было двадцать пять, утверждала, что ей шестьдесят лет и что она владеет секретом вечной молодости и красоты. Знатные дамы и их почтенные мужья осаждали дом Калиостро и за огромные деньги получали «волшебную» настойку из обычных трав.
Пребывание в Петербурге закончилось для Калиостро скандалом. За огромную сумму денег он взялся излечить смертельно больного трехмесячного ребенка богатой купчихи. Когда же младенец все-таки скончался, Калиостро подменил его здоровым ребенком, которого купил за 2000 рублей у крестьян. Обман, естественно, раскрылся. Екатерина приказала схватить и наказать авантюриста. Калиостро и Лоренце едва удалось спастись. Императрица изобразила Калиостро в своих комедиях «Обманщик» и «Обольщенный» под именем Калифалкжерстона.
Тем не менее, изящные манеры, умение вести себя при дворе, красноречие и баснословное богатство — все это, несмотря на мелкие неурядицы, сделало Калиостро всеобщим кумиром. Самый же громкий успех и скандал ждал Калиостро в Париже. Французское общество и высший свет приняли россказни и фокусы Калиостро с восторгом. 1784-1785 годы ознаменовались нашумевшими обедами графа с Руссо, Генрихом IV и Вольтером — людьми, которых к тому времени, уже не было в живых… Калиостро ожидали деньги, слава и успех у самых знатных дам. Его портреты, настольные бюсты, лаковые миниатюры — все это с успехом расходилось по Европе.
Однажды ему сообщили, что серьезно заболел принц Субиз, близкий родственник кардинала Рогана, с которым Калиостро познакомился в Страсбурге и приобрел в его лице одного из самых преданных своих сторонников. Никто не надеялся на выздоровление Субиза. Но великий граф Калиостро взялся его лечить, потребовав при этом, чтобы его имя держалось в тайне. Когда же Субиз стал поправляться, было торжественно объявлено, что лечил его Калиостро. Это был триумф! У дома Джузеппе стояли ряды экипажей знати, приехавшей поздравить его с успехом. Среди них оказалась даже королевская чета. Калиостро стал просто идолом Парижа.
Но недолгий триумф закончился полным фиаско: прославленный на всю Европу чародей оказался замешан в знаменитом «деле о королевском ожерелье». По приказу предшественника Людовика XVI ювелирным домом Бемера было изготовлено роскошное колье из 629 бриллиантов стоимостью 1,6 миллиона франков. Предназначалось оно для его фаворитки Жанне Дюбарри. Но король скоропостижно скончался, и о колье забыли. Ожерелье хранилось у Бемера до тех пор, пока им не решили завладеть ловкие преступники – самозваная графиня де Ламотт и ее супруг. Обратившись к духовнику короля, кардиналу де Рогану, они заставили последнего поверить, что являются посредниками в покупке колье для Марии Антуанеты, которая, якобы, не хотела афишировать своего интереса к ожерелью. Подозрения кардинала были развеяны после его тайного свидания с «королевой». Королеву успешно сыграла не кто иная, как Мари Олива – подруга Ламотт и Лоренцы Калиостро. Успокоенный кардинал забрал ожерелье и передал мошенникам, которые переправили его в Амстердам и продали по частям. Вскоре преступление было раскрыто, а группу мошенников арестовали. На допросах чета Ламотт всю вину свалила на мага Калиостро, и хотя его вину так и не смогли доказать, репутация графа была окончательно испорчена.
После освобождения Калиостро уехал из Франции в Англию и оттуда обратился к французскому народу с письмом, где осыпал проклятиями королевский двор и предсказывал скорую революцию. Она и в самом деле произошла всего через три года, но маг не смог в ней участвовать. Покинув Англию, он отправился в Швейцарию, безуспешно предлагая тамошним бюргерам растопить альпийские льды и найти скрытое под ними золото. Потом прибыл в родную Италию, чтобы основать масонскую ложу в Риме, под самым носом у папских властей. Такого открытого вызова Святой престол терпеть не стал.
Калиостро и его супругу в 1789 году заключили в замок Святого Ангела. Сменяя друг друга, следователи инквизиции добивались от него признания в масонской деятельности, колдовстве и связи с дьяволом. Граф молчал, зато не выдержала Лоренца – признав все обвинения, она дала подробные показания против мужа. Это, однако, ее не спасло. Лоренцу приговорили к заточению в монастыре, где она умерла меньше чем через год. Самого Калиостро, как нераскаявшегося еретика, ждало сожжение на костре.
В последний момент казнь заменили пожизненным заключением. Умер великий маг и волшебник 26 августа 1795 года. Но это лишь одна из версий. Например, существует фантастическая легенда, по которой самый охраняемый узник Ватикана, под предлогом исповеди, заманил к себе в камеру священника и, задушив его и изуродовав лицо, выскользнул за стены тюрьмы. По иронии судьбы через пару недель Рим захватила французская армия и в тюрьму с приказом об освобождении магистра Калиостро приехали республиканцы. Но в одной из камер они нашли только мертвого очень похожего на графа человека, с лицом, изъеденным крысами… Есть и другая версия, согласно которой 23 августа 1795 года, Калиостро сознательно вызвал у себя каталепсию, после чего его в мешке вынесли из темницы. Одним словом, документально подтвержденных фактов, о том, что Калиостро действительно умер, в истории не существует. Даже в смерти великий авантюрист и глава «Египетской ложи», объявлявший всем, что проживет не менее 5000 лет, остался верен себе.