Расскажи друзьям:
Меню сайта


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
» » Стратегия предвоенного времени?

Стратегия предвоенного времени?

Опубликовано: 15-05-2012, 14:52

Размер шрифта: A A A



Что удивительно, и в целом, радует, – здесь «телега» ушла немного дальше «лошади». Например, личными усилиями Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина в кризисные и посткризисные годы была сформирована идеологическая и политическая платформа в виде Евразийского союза. Таможенный союз более-менее оформил единое экономическое пространство этого потенциального объединения. Но повышение роли постсоветского пространства во внешней политике Российской Федерации требует если и не изменения механизма внешнеполитической деятельности, то кардинального пересмотра подходов в интеграционных процессах – диверсификации центров принятия решений в сторону экономического и социокультурного акцентов, привлечения экспертного и делового сообщества к разработке решений на этом направлении.

По приоритетам на дальнем зарубежье, больше всего внимания закономерно уделено отношениям с США и Евроатлантическим блоком. Чтобы не повторять текст документа отметим, что определены самые болезненные моменты сотрудничества – проблема ПРО, ограничение стратегических вооружений, позиции сторон в случае «кризисных ситуаций». Отдельно поставлена задача о ведении активной работы «в целях недопущения введения односторонних экстерриториальных санкций Соединенными Штатами Америки против российских юридических и физических лиц»[1].

И, наконец, самое важное – пока декларативно, но дифференцируются подходы к реализации внешнеполитической деятельности в пользу общественной дипломатии и гуманитарной деятельности и на этом направлении. Бессмысленность монополии МИД-а де-факто признана уже президентом России, что не может не радовать.

Резюмируя, из всего списка можно выделить три основных тренда – интеграция постсоветского пространства, отношения с США-НАТО, кризисное реагирование.

В итоге может получиться грамотная по-хорошему «приземленная» стратегия предвоенного времени. То, что подходы к внешнеполитической деятельности меняются исходя из неизбежности конфликтов, очевидно.

Очевидно и то, что время инициатив доброй воли на внешнеполитическом фронте прошло. Руководство страны ставит перед собой две практические задачи – обеспечение безопасности по периметру границ, и дальнейшее развитие интеграционных процессов на европейском пространстве. Указ во многом играет роль всем известного принципа князя Святослава «иду на вы», публично расставляя акценты на ближайшие годы.

Вместе с тем в указе совершенно не упоминается во многом ключевой для России регион Юго-Восточной Азии с таким мощным полюсом силы как Китай и не вполне дружественная последнему Индия. Тем удивительней отсутствие этой темы выглядит на фоне визита государственного секретаря США Хиллари Клинтон в Индию, который, по мнению аналитиков, был направлен на получение поддержки со стороны Нью-Дели в иранском и афганском вопросах. Отсутствие пусть даже декларативных вариантов реагирования на возможные кризисы в данном регионе, а также внятной позиции по вопросам скрытых и явных противоречий, могут потом отозваться тревожным эхом для новой администрации Кремля.

Проблематика Указа

Буквально, что называется, на поверхности лежит очевидная проблема, связанная с реализацией этого документа. Она заключается в отсутствии необходимых, пусть даже минимально лояльных, пророссийских сил, даже в ключевых странах и регионах. Эта проблема усугубляется уже поднимавшимся вопросом качества исполнения президентских распоряжений. Большинство социокультурных, политических и даже экономических проектов России развивались под эгидой администраций первых лиц государств, и тому есть масса конкретных примеров. Усилиями различных ведомств, старательно избегающих контактов со статичными забюрократизированными структурами МИД РФ, полный застой сменился судорожными рывками от проекта к проекту. Но отсутствие планомерной, содержательной работы – это мина под уже реализуемые задачи. Существенные усилия главы государства в реализации геополитических проектов различной направленности, начиная от «Северного потока», заканчивая Таможенным союзом, наталкиваются на отсутствие каких-либо глобальных проектов по формированию общественного мнения, нет даже формальных контактов с лидерами сил и мнений. Отчеты, как и 40 лет назад, функционеры посольств делают преимущественно на базе мониторинга СМИ… Схожая ситуация наблюдается и в Российской Федерации. Нет независимой экспертной и общественной экспертизы даже внутри страны. Автор сам был свидетелем того, как на слушаниях в Госдуме трое из пяти российских экспертов по ПРО открыто продвигали проамериканскую позицию.

Весьма весомым препятствием на пути интеграционных процессов на важнейшем для России и самого Владимира Путина европейском направлении, стоит как ни странно идеологическая косность европейских элит. Недавнее интервью известного германского политолога Александра Рара подтверждает печальную истину – текущий курс Европы по-прежнему определяется логикой Холодной Войны[2]. Даже политический класс Германии до сих пор демонстрирует подчиненное поведение по отношению к США, заложенное в него в 50-х годах прошлого века. Проблемой для России является также отсутствие фактической и прогностической картины происходящих в Европе процессов. Даже при самом активном участии германофила Владимира Путина, Россия до сих пор не имеет внятной позиции по политическому будущему Германии и Европы в целом. Хотя вполне очевидно, что Россия может найти союзников, в первую очередь в среде германского консервативного бизнеса, который в значительной степени сохранил независимость от англо-саксонского капитала. Реализация амбиций дружественных России финансово-промышленных групп в реальный политический проект – вполне реализуемая и перспективная цель для России.

Что осталось несказанным

За рамками Указа осталась, наверное, одна из самых важных частей международного диалога – экономическая составляющая.

Предметом будущего диалога наверняка будет являться мировая цена на энергоносители. Недавние поручения, данные Владимиром Путиным Правительству Российской Федерации, предполагают значительное увеличение расходов на программы социального и экономического развития. Финансировать их пока что представляется возможным главным образом за счет нефтегазовых доходов. Таким образом, перспективы реализации поставленных масштабных задач, равно как и политические перспективы новой администрации, зависят от способности нашей страны отстаивать удовлетворяющие государственные интересы цены на энергоносители. Россия заинтересована в росте или хотя бы сохранении текущего уровня цен на нефть. Страны ОПЕК и Запад продолжают настаивать на их снижении. Таким образом, влияние внешней экономической конъюктуры на внутриполитическое положение только увеличится.

Правительство Российской Федерации предложило сократить дефицит бюджета до минимального уровня в 0,1% вместо запланированных 1,5% ВВП уже в этом году. Такого результата можно достичь только при цене на нефть, прогноз по росту которой увеличен сразу на 15%. Напомним, что ранее бюджет текущего года был рассчитан на основе стоимости нефти в 100 долларов за баррель. Пересмотр прогноза стоимости нефти со 100 до 115 долларов позволит достичь практически бездефицитного бюджета в этом году. Но за эти показатели бюджета России придется побороться. Саудовская Аравия вновь заявила о своем неприятии высоких цен на нефть. Министр нефти и минеральных ресурсов монархии Али ибн Ибрагим ан-Нуайми заявил что «цены на нефть в мире излишне высоки, мы пытаемся опустить их»[3]. Министр пояснил, что на мировом нефтяном рынке образовалось превышение предложения нефти над спросом в размере 1,3-1,5 миллиона баррелей в сутки. При этом за счет резервов Саудовская Аравия способна, по его словам, выдавать в сутки до 2,5 миллиона баррелей дополнительно. Также министр заявил, что в планах монархии распечатать запас в 80 миллионов баррелей[4]. Похожие заявления ранее звучали и от США, Британии и Франции. Эти страны намеревались распечатать свои стратегические запасы нефти для снижения её стоимости.

Немаловажным вопросом является будущее мировой торговой валюты. В ближайшие годы на дипломатической арене развернется ожесточенная борьба за место мировой торговой единицы. Недавно стало известно, что Китай – крупнейший экспортер иранской нефти перевел торговлю с доллара в юани[5]. В ближайшее время примеру китайцев последует Индия. Фактически, к этому КНР и страны-экспортеры толкнули сами западные державы санкциями против Ирана. Очевидно, что этот процесс будет иметь свое продолжение.

За рамками остались и дальнейшие планы по обеспечению операции НАТО в Афганистане. Сейчас Россия обладает ключевым козырем – через пункт в Ульяновске РФ определяет логистику воинского и гражданского контингентов. Ценность такого приобретения сложно переоценить. Обращение США к России с просьбой предоставить перевалочный пункт говорит об одном – потери грузов по транзиту через Пакистан стали критическими и ставят под угрозу войска США в регионе. Насколько продуктивно и в каких целях будет использоваться это козырь пока неясно.

Указ: стратегия и тактика


Нужно признать, опубликованный указ в достаточной мере раскрывает как стоящие перед Россией проблемы, так и отношение нового президента России к внешним оппонентам. Целеполагание отчетливо показывает – внутренние проблемы для руководства важнее внешних. Владимир Путин совершенно сознательно «пропускает ходы» в мировой игре. Шаг вполне ожидаемый и разумный. Участию в формальных, пусть и внешне респектабельных акциях, новый президент предпочел дела внутренние. Очевидно, его внимания удостоятся и ближние соседи России, до которых до недавнего времени «не доходили руки».

Для нового президента важнее провести свои, российские международные акции – саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи; укрепить безопасность на приоритетных направлениях – Каспийский бассейн, Южный Кавказ; обеспечить реализацию стратегических проектов (Южный и Северный поток).

Эта же логика определяет и тактику. Путин, начавший в понедельник свой новый шестилетний срок в качестве главы российского государства, заявил Обаме в ходе телефонного разговора, что не будет участвовать в работе саммита «Большой восьмерки» 18-19 мая в Кэмп-Дэвиде. Кроме того, Россия отказывается от участия в двухдневном саммите НАТО, начинающем свою работу 20 мая в Чикаго.

Малопродуктивно искать в данных шагах демарши. Новый президент сознательно пропускает ходы, заставляя своих оппонентов искать подходы к России, придерживая нужные ему козыри – транзит в Афганистан, позицию по Ирану и т.д. Поставлена задача выработать работоспособную схему реагирования на кризисные ситуации и максимально улучшить механизм работы за рубежом. Именно поэтому выбран курс на дифференциацию путей работы на внешнеполитическом фронте, разработки параллельных МИД-у возможностей влиять на ситуацию.

Мировые институты демократии и безопасности отживают свой век, но других сейчас нет, а у России нет ни ресурсов, ни организационного капитала для создания новой инфраструктуры. И проблема не в отсутствии повестки, а в институциональной слабости, которая сводит любые, самые благоприятные планы к нулю. Необходимо избавляться от «слабости в ногах», заменив респектабельный клубный стиль обсуждения мировых проблем решением приземленных, но совершенно конкретных, материальных проблем на рубежах страны.


Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.


Категория: Новости / Политика | Просмотров: 1113

Читайте также:
  • Сергей Лавров: Россия и США объединяют усилия для организации международных переговоров по Сирии
  • Россия, Китай, Бразилия и Индия создают альтернативу МВФ
  • Российская стратегия в Арктике
  • Введение единой валюты Евразийского союза будет полностью оплачивать Россия
  • ВР: запасов нефти России хватит на 23,5 года
  • Министр иностранных дел России дал интервью ливанскому телеканалу Al Mayadeen. В ходе беседы Сергей
    МВФ уже в ближайшее время станет не единственной в мире организацией, способной оказывать
    Арктический регион представляет собой место пересечения жизненно важных интересов России и других
    "Объединение Белоруссии, России и Казахстана в единое валютное пространство - трудно предсказуемый
    Объем доказанных запасов нефти во всем мире в 2011 году вырос на 1,9% и составил 1 трлн 652,6 млрд

    Разделы

    Последнее видео
    Короткометражка про путешествия во времени и эгоизм.

    Битва цивилизаций с Игорем Прокопенко. "Письма из космоса"

    Странное дело. "Стрелы богов"

    Секретные территории. "Пришельцы. Дверь во Вселенную"

    Обманутые наукой. "Исцеление смертью"


    Новое в блогах
    К вопросу об актуальности электронной трансформации предпринимательства

    MTSNG соревнования по покеру

    Игра Роял Флеш, как самый популярный вид онлайн-покера

    Надежный способ провести досуг — выбор игрового контента на деньги

    Особенности сигнальных лент