Странный выбор
1 июня 1885 года в маленьком приходе Ренн-ле-Шато появился 33-летний Беранже Соньер. Он блестяще закончил семинарию, но отказался от карьеры священнослужителя, а отправился в деревушку, приютившуюся у подножия Восточных Пиренеев, с населением всего-то 200 человек. Правда, вверенная ему церковь Святой Магдалины давно обветшала, но проводить службы в ней еще было как-то возможно.
В ту пору жалованье священнослужителям платило государство, но однажды Соньер произнес проповедь, которую власти сочли несвоевременной, занесли его в «черный список» и лишили денежного довольствия. Теперь кюре вынужден был добывать себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Тем не менее он... нанял служанку, Мари Денарно!
Судя по всему, эти двое людей, столь разные по характеру и образованию, были связаны какой-то тайной. И даже когда Соньер вдруг стал купаться в роскоши, он не подумал расстаться с Мари. А она, в свою очередь, даже на склоне лет, измученная болезнями, не раскрыла эту связывающую их тайну.
К счастью, некий аббат Понс завещал приходу Ренн-ле-Шато 600 франков, и в 1888 году благодаря этому скромному дару Соньер смог начать в храме самые необходимые ремонтные работы. Дал денег на реставрацию и местный муниципалитет.
Свитки из прошлого
В конце 1891 года рабочие приступили к ремонту церковного алтаря, который покоился на двух очень древних столбах, украшенных тонкой резьбой в виде крестов и загадочных букв. Реставраторов ждал сюрприз: один из столбов оказался полым, и Соньер извлек из него четыре деревянные трубки, концы которых были залеплены воском! Причем на воске виднелись оттиски каких-то странных печатей. Трубки тут же распечатали, и из них выпали пергаментные свитки, на которых были изображены три генеалогических древа и написан латинский текст.
На первый взгляд, текст казался бессмысленным, и только очень внимательный читатель мог заметить, что одни буквы в тексте чуть возвышались над другими. Если читать только их, то получались фразы: «Это сокровище принадлежит королю Дагоберту II и Сиону. Посягнувшему на сокровище - смерть!» Дело получило огласку, но Соньер убедил местные власти продать загадочные трубки антикварам в Париже. Туда муниципалитет и отрядил предприимчивого кюре, оплатив ему все расходы.
Судя по всему, Беранже Соньер понял, что в свитках скрывается информация о сокровищах какого-то секретного ордена, и решил ее расшифровать. Прибыв на место, он отправился к руководителю семинарии в Сен-Сюльписе, аббату Бьелю, специалисту в области лингвистики, тайнописи и палеографии, а также посетил Лувр, где заказал копии трех картин: «Аркадские пастухи» Пуссена, «Искушение святого Антония» кисти Тенирса и портрет папы Целестина V неизвестного художника.
По какой-то причине аббат Бьель не вернул Соньеру свитки (впрочем, кюре успел на всякий случай их скопировать), и ему пришлось как-то объяснять эту пропажу местным властям. А вскоре он посетил в Каркассоне (ближайшем к Ренн-ле-Шато городке) епископа и после беседы с ним не только не подвергся наказанию за утраченные свитки, но и получил «за труды» 2000 франков! Видимо, он поделился с епископом какой-то информацией.
«Ужасно это место»
Продолжая реставрацию церкви, кюре вскоре извлек из подпола резную плиту, относящуюся к VII или VIII веку и, возможно, закрывающую собой старинный склеп. Затем он разыскал на местном кладбище могилу маркизы Марии д’Отпуль де Бланшфор, почившей около 100 лет назад. На ее надгробном камне можно было разобрать надпись, которую кюре немедленно уничтожил!
В сопровождении своей верной служанки Мари кюре обошел окрестности в поисках других надгробных камней. Говорят, он искал на них какие-то таинственные надписи. Вскоре кюре начал ездить в разные страны, после чего оттуда на имя его служанки Мари стали приходить крупные денежные переводы. После этого святой отец принялся буквально сорить деньгам и, объясняя это тем, что получил наследство.
Как оказалось после его смерти, эти траты исчислялись миллионами франков! Правда, часть денег была направлена на благоустройство деревни и помощь ее наиболее бедным жителям. А над портиком церкви по распоряжению кюре выгравировали надпись на латинском языке: «Ужасно это место». Сама же церковь была полностью перестроена.
Все работы завершились в 1897 году, освятил ее епископ Каркассонский Бийар, хотя, казалось бы, он не должен был этого делать. В самом деле, стоило человеку войти внутрь — тотчас его охватывала неясная тревога!
К тому же кропильницу поддерживал безобразный бронзовый бесенок, а когда глаза привыкали в полумраку, то на стенах возникало изображение целой толпы уродливых созданий, застывших в непристойных позах, раскрашенных в яркие цвета и уставившихся на гостей леденящим душу взглядом. Однако, что бы ни творил Соньер, он всегда встречал поддержку высшего церковного начальства.
В причастии не нуждается...
Восстановив церковь, кюре продолжал сорить деньгами. Например, построил на вершине горы трехэтажную зубчатую башню, для себя соорудил огромную виллу, разбил чудесный парк с водоемом. Он покупал редкие китайские вещи, дорогие ткани, античные мраморные статуэтки, собрал великолепную библиотеку.
В своей вилле кюре устраивал для прихожан банкеты, на которых вручал всем присутствующим дорогие подарки. 17 января 1917 года с Соньером случился удар. К нему пригласили священника из соседнего прихода, который после разговора с умирающим заявил, что в последнем причастии тот не нуждается... В своем завещании Соньер объявил, что у него за душой нет и сантима.
Однако его верная служанка Мари продолжала жить на вилле хозяина на широкую ногу вплоть до 1946 года, и только денежная реформа ее разорила. В 1953 году с ней, как и с Беранже Соньером, случился удар, и вскоре она умерла. Впрочем, перед смертью женщина успела кое-что сказать своему брату Ноэлю Корбю. По ее словам, старинный пергамент, найденный под алтарем, содержал зашифрованные сведения о местонахождении клада, а ключом к тайне явилась картина «Аркадские пастухи».
На картине изображены трое пастухов и пастушка, которые, окружив старинную могилу, созерцают на ней неясную надпись на латинском языке, а на заднем плане изображен горный пейзаж, рожденный фантазией художника. Так вот, в 1970 году в десяти километрах от Ренн-ле-Шато, у деревни Арк, была найдена могила, идентичная той, которую рассматривают пастухи на картине. Когда могилу вскрыли, она оказалась пустой...
Тайна, уносящая жизни
В 1956 году Рене Декадейа, хранитель библиотеки Каркассона, с несколькими энтузиастами предприняли раскопки в церкви Ренн-ле-Шато, перед главным алтарем, где нашли немало любопытного. Например, череп мужчины с рубленой раной, а в саду дома Соньера - тела трех мужчин с огнестрельными ранениями.
Господин Ноэль Корбю, последний владелец поместья и бумаг Беранже Соньера, погиб в автокатастрофе в 1968 году.
Муллу Факхар-уль-Ислама, также страстно желавшего разгадать тайну сокровищ Ренн-ле-Шато, нашли обезображенным на полотне железной дороги в 1967 году.
Менее чем через месяц монсеньер Буайе, главный викарий епископства Каркассонского, который очень и очень интересовался загадкой сокровищ Соньера, получил тяжелые увечья в автокатастрофе. Скорбный список жертв продолжается и поныне. Но, невзирая на неослабевающее внимание к тайнам кюре Соньера, несомненно одно: проявлять повышенный интерес к этому делу опасно...