» » ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОДТВЕРЖДЁННЫЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКОЙ

ДРЕВНЕКИТАЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОДТВЕРЖДЁННЫЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКОЙ

Опубликовано: 16-06-2014, 06:58

Многие концепции в древней китайской науке соответствуют теориям в физике, которые были сформированы лишь в прошлом веке. Вот краткий обзор нескольких таких идей.

1. Восемь триграмм и расположение частиц

Восемь триграмм описаны в классическом китайском трактате «И-цзин» («Книга перемен») ― одном из важнейших и наиболее фундаментальных в китайской истории. Эти триграммы символизируют основные принципы реальности, они имеют восьмиугольную форму, что отражает их взаимодействие друг с другом.

В своей книге «Дао физики» (1975 г.) физик Фритьоф Капра писал, что эта восьмиугольная структура в некотором смысле похожа на мезон, «в котором частицы и античастицы занимают противоположные позиции».

«Как современная физика, так и древняя китайская мысль, считают перемены и трансформации ключевым аспектом природы, и рассматривает структуры и симметрии, создаваемые переменами, как вторичные», ― писал он.

2. «Книга перемен» и универсальная теория

Современная физика базируется на двух доктринах: общая теория относительности и квантовая механика. Проблема в том, что они противоречат друг другу.

В 1999 г. Брайан Грин написал в своей номинированной на Пулитцеровскую премию книге «Элегантная Вселенная»: «Общая теория относительности и квантовая механика в своих нынешних формулировках не могут быть обе верными одновременно. Эти две теории, лежащие в основе огромного прогресса в физике за последние сто лет, взаимно несовместимы».

Теория относительности успешно объясняет строение Вселенной в крупных масштабах, например, в масштабах звёзд и галактик. Квантовая механика изучает Вселенную в микроскопических масштабах на уровне атомов и субатомных частиц. Учёные по-прежнему ищут так называемую универсальную теорию, которая бы могла охватить всё.

Теория струн делает попытки в этом направлении. В упрощённой трактовке эта теория рассматривает Вселенную в виде струн, а не отдельных точек. Например, электрон воспринимается не как точка, а как струна. Если струна совершает колебания в одной манере, то это выглядит как электрон, если в другой, то получается фотон или кварк. Эти гипотетические струны берут своё начало в другом измерении, где нет гравитации.

В 70-е годы прошлого века набирала популярность, хотя и не была общепризнанной, теория матрицы рассеивания, которая предшествовала теории струн.

В то время Капра писал: «И-Цзин, наверное, самая близкая аналогия теории матрицы рассеивания в восточной мысли. В обеих системах упор делается на процессе, а не на объектах. В теории матрицы рассеивания эти процессы ― реакция частиц, которые дают начало всем явлениям в мире адронов [тип субатомных частиц].

В «Книге перемен» основные процессы называются переменами, и они являются ключевыми для понимания всех естественных феноменов.

3. Лао-цзы и субатомные частицы

Лао-Цзы, основатель даосизма, в VI веке писал: «Дао дало жизнь одному, одно дало жизнь двум, два дали жизнь трём, три дали жизнь мириадам вещей. Мириады вещей несут инь на своей спине и держат ян в своих объятиях».

Некоторые считают, что это философское высказывание похоже на описание различных уровней частиц: молекулы, атомы, электроны и т.д.

Электроны ― субатомные частицы с отрицательным электрическим зарядом. Протоны ― субатомные частицы с положительным электрическим зарядом. Эти заряды можно соотнести с полярными силами инь-ян в даосизме.

Древние греки также выдвигали теории об атомах. Современная наука открыла электроны только в 1897 г., а другие субатомные частицы были открыты ещё позднее.

Различные приоритеты

Цели древней китайской науки отличались от целей современной физики. Древние китайские учёные концентрировали внимание на духовном, они признавали как материальные вещи, так и «нематериальные».

Некоторые из выдающихся физиков современности черпали вдохновение из древней китайской науки.

Квантовая физика доказала, что наблюдатель может изменить результат эксперимента, просто наблюдая. «Мистики также часто говорят, что наблюдатель и наблюдаемый объединяются, они перестают быть отдельными объектами», ― говорит Капра в одном из интервью. Даже возможно, что намерение исследователя может повлиять на результат эксперимента. Некоторые исследования показали, что человеческая мысль может влиять на физическую реальность, хотя это и не признано общепризнанной наукой. Дин Радин из Института ноэтических наук и Вильям А. Тиллер из Стэндфордского университета относятся к числу учёных, изучающих эту тему.

Исходная точка древней науки, базировавшая на духовности, и материалистичный подход современной науки приводят к разным результатам.

«Западная наука с XVII века была одержима идеей контроля, человека, доминирующего над природой… Эта одержимость привела к катастрофе»,― говорил Капра.

Категория: Новости / Тайны истории | Просмотров: 2472