Вообще, во время революции было уничтожено достаточно много собачьих пород. И в первую очередь этой участи не избежали борзые, которых считали символом дворянства. Видимо, сработала генетическая память: стереть с лица земли все элементы быта богатых, поэтому борзые горели вместе с усадьбами своих хозяев.
В то же время в городе на улице оказались маленькие декоративные собачки, оставшиеся бездомными. Пролетарии их соседства не потерпели. В результате собачки были приравнены к мещанству, и было решено от них избавиться. В результате к сорок пятому году прошлого столетия в России не было ни одного представителя такой буржуйской породы, как, например, французский бульдог.
Знаменитая актриса Любовь Орлова, будучи в бездетном браке, взяла к себе в дом собачку. И, как это часто бывает, мопс заменил ей ребенка. И хотя окружение отлично знало о его существовании, но все дружно делали вид, что не имеют понятия о том, что в ее квартире прочно обосновалась собачка декоративной породы. Да и сама Орлова, будучи любимицей Сталина, никак не афишировала ее присутствие в своей жизни.
Тем не менее, из Европы декоративные породы все-таки тайно проникали в Советский Союз. К примеру, балерине Галине Улановой запрещенной породы собачку подарила сама английская королева. Пуделя звали Большой Бар.
Вообще, некоторые кинологи, специализирующиеся на пуделях, считают эту породу вершиной эволюции — самыми умными и красивыми собаками, хозяева у которых всегда интеллигентные и во всех отношениях приятные люди. Пудели были у Плисецкой, у четы Магомаев-Синявский. Прекрасный белый пудель был и у Путина.
Но вряд ли все они знают, что далеким прародителем их собак был Большой Бар Галины Улановой, репродуктивную функцию которого использовали, не давая бедняге ни недели отдыха.
Собачья «оттепель» наступила после войны. Хозяева больших и даже маленьких собак перестали стесняться собственного мещанства. Да и сами власти по-другому взглянули на четвероногих друзей человека. Видимо, это объяснялось той большой ролью, которую сыграли собаки в годы войны.
Первая собачья выставка состоялась в Москве в 1936-м году. На ней по кругу гордо ходили собаки-ищейки и сторожевые породы. Правда, декоративных маленьких собачек на выставке не было.
А вскоре клубы служебного собаководства стали открываться по всей стране. И главным предметом в них было военное дело. Некоторые из этих собак после, на войне взрывали танки, спасали от мин.
А еще один хвостатый друг спас на войне своего хозяина – будущего артиста Георгия Юматова, которые в те годы служил юнгой на бронекатере и однажды принес на судно щенка. За это он получил два дня гауптвахты, но с собакой не расстался. А однажды, когда самолеты немцев бомбили катера, щенок, испугавшись взрывов, прыгнул за борт. Вслед за ним прыгнул в воду Юматов, спасать животное. И в этот момент снаряд попал прямо в судно… Погибли все, кроме Юматова, который случайно оказался за бортом.
Вообще, рядом с Юматовым всегда кормилось много собак, некоторых из них он приводил домой. И надо сказать, что собаки не раз спасали своего хозяина: на охоте, подставляя бок под клыки кабана, на улице, бросаясь под колеса пьяного водителя и т.д.
Этот всесоюзный красавец был женат на малоизвестной актрисе Музе Крепкогорской. Многие удивлялись, почему он не выбрал себе в жены такую же блистательную красавицу, как и он сам. Ответ был прост: Муза точно так же любила собак.
Но последняя собака Фрося – любимица семьи — сыграла в жизни актера роковую роль. Когда она умерла, Юматов отнес ее во двор похоронить и попросил дворника помочь ему раскопать мерзлую землю. А после они поднялись в дом помянуть Фросю. Что произошло, не знает никто. Но Юматов выстрелил в дворника. Почему и зачем, так никто и не понял…
В Москве в сорок пятом появились первые немецкие овчарки. Их считали трофеями победителей. Однако слово «немецкая» вызывало после войны плохие ассоциации. Поэтому породу в СССР переименовали в восточно-европейскую. Их выращивали в питомнике «Красная Звезда», где по тем временам проводились порой безумные эксперименты скрещивания для выведения новых советских пород.
Так, например, в этом питомнике была выведена собака Сталина. Кинологи, получили заказ от Сталина вывести особую сторожевую породу с густой шерстью, длинными ногами и мощными зубами. Результатом работы стал новый вид черного терьера, которую называли собакой Сталина. Она предназначалась, в первую очередь, для сталинских лагерей. Достать в те годы представителя этой породы считалось верхом везения.
Торговлю щенками этой породы контролировали советские власти. Разведение или продажа собак без ведома клуба собаководства приравнивались к незаконной предпринимательской деятельности, т.е. к спекуляции. Многие подпольные собаководы в эпоху застоя оказались в тюрьме.
Мечтая о черном терьере, советские граждане до конца не сознавали, для чего выводилась собака Сталина. Они не понимали, что в дом к ним попадало существо с людоедскими замашками. Поэтому, увидев, что порода из Гулага «шагнула» в народ, селекционеры несколько смягчили ее характер.
В советские годы прокормить домашнего питомца, особенно большого, было не просто. В СССР не было сухих кормов, а за костлявым мясом стояли огромные очереди.
Покупая пса, люди не задумывались, что четвероногий друг станет финансовой обузой для всей семьи. И в трудные времена, к примеру, в годы денежных реформ, собак выгоняли на улицу, в одночасье сменяя любовь и сердобольность на жестокость и равнодушие. Законов, карающих за это, в СССР не было. Их нет и сейчас.
Люди покупали собак также и под влиянием популярных фильмов. В восьмидесятые все восторгались Лесси, поэтому люди встали в очередь за шотландскими овчарками. Фильм «Друг» заразил столицу страстью к ньюфаундлендам, «Ко мне, Мухтар» — к немецким овчаркам.
В шестидесятые в столице стали невероятно популярными маленькие терьеры, хотя в пятидесятые они еще считались экзотикой. Их хозяевами были в основном представители московской элиты. В 1955-м на гастролях Клавдии Шульженко подарили скай-терьера. Певица буквально влюбилась в собачку. Она покупала для нее с рынка свежую телятину, холила и лелеяла, а в не концертные дни лично гуляла по вечерам со своей Кузей. Собака стала ее семьей, самым близким существом на свете после двух неудачных официальных браков и одного гражданского.
Шульженко ни разу в жизни не отменяла концертов. Она пела даже, рискуя жизнью в блокадном Ленинграде. Но когда ее любимый Кузя из-за невнимательности костюмерши попал под машину, она отменила концерт, сбивчиво сказав организаторам что-то про Кузю. Через несколько дней в газете «Труд» появляется злобный фельетон под заглавием «Тузик в обмороке». Автор разгромной статьи упрекает народную артистку в том, что народ, который так ждет ее концертов, ей менее важен, чем какой-то тузик.
Прочитав статью, Клавдия Ивановна решает, что больше вообще не выйдет на сцену, раз жестокая публика не может понять, что смерть собаки – это потеря близкого существа. Ее бойкот длился год, и вернулась на сцену она только благодаря уговорам близким друзей.
Интересно, что спустя много лет автор фельетона нашел Шульженко и извинился, сказав, что только сейчас он понял ее переживания, когда у него тоже умерла собака.
В соседней с Шульженко квартире жила еще одна великая актриса Фаина Раневская. Для нее центром Вселенной был Мальчик — ее собака. Она ужасно боялась, что после ее смерти Мальчик окажется на улице, и поэтому просила всех, с кем общалась, позаботиться о нем после нее. На надгробном камне Раневской лежит маленький чугунный пес. Это сделали те, кто хорошо знал, сколько сделал беспородный Мальчик для одинокой актрисы, сколько тепла и любви подарил ей.
Сколько собак помогли пережить одиночество и звездам, и людям с обычной биографией. И это, наверное, главная заслуга четвероногих друзей человека.
Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак… Эту фразу приписывают по меньшей мере шести авторам. Но как же она верна!