В ноябре 2014 года состоялось легендарное событие – космический аппарат Philae («Филы») совершил первое в истории приземление на комету 67P/Чурюмова – Герасименко. Первая посадка оказалась неудачной – не сработали гарпуны, которые предназначены для его закрепления на поверхности кометы. Во время следующей посадки, аппарат зафиксировался на нынешнем тенистом месте.
Из-за того, что модуль «Филы» приземлился на тенистое место, его батареи разрядились и не могут подзарядиться — для этого им необходим солнечный свет. Сейчас же специалисты ждут теплых и ярких дней на той стороне кометы, где находиться аппарат, благодаря которым он сможет подзарядится и возобновить свою работу.
Ученые не теряют надежды на восстановление работоспособности аппарата. Для этого вначале, нужно наладить с ним связь. Такая задача кажется вполне выполнимой, в ее реализации поможет космический аппарат «Розетта», который работает на орбите той же кометы. Технический менеджер команды «Филы», Коэн Гертс, говорит: «Не думаем, что мы сможем услышать что-то в скором времени, но точно услышим».
На сегодняшний день, точно не известно месторасположение Philae, ученые строят только догадки. Камеры, расположенные на «Розетте», пока не помогли в поисках, так как его орбита на это время пролегает слишком далеко от точки приземления «Филы». Ожидается, что к июлю этого года расстояние между аппаратами сократится. К тому же батареи Philae заряжаются очень медленно, это объяснимо тем, что за световой день (12,4 часа) аппарат получает солнечный свет только 1,3 часа. Для возобновления работоспособности, аппарату необходимо 5,5 ватт электроэнергии, а для «общения» с «Розеттой», ему нужно 19 ватт. К тому же пробуждению «Филы» препятствует низкая температура, как минимум она должна быть не ниже 9 градусов по Цельсию, а на нынешнем месте температура «Филы» может опускаться до -65 градусов по Цельсию.
Так как ученые не могут наблюдать за «Филы», он уже может быть в солнечном месте, зарядиться и ожидать команд. С момента выявления жизнедеятельности аппарата, специалистам будет нужно несколько недель, чтобы убедиться в его работоспособности. К тому же, из-за низкой температуры батареи могут зарядиться не полностью, а это ограничит возможности аппарата. Гертс комментирует: «Без батареи научная деятельность аппарата ограничивается длиной светового дня». Philae не сможет бурить ледяную комету и выяснить ее состав. Но он позволит делать снимки, наблюдать за магнитным полем кометы и ее сейсмической активностью, исследовать газы.
Ученые будут многократно пытаться выйти с «Филы» на связь. У них есть время до 13 августа, в тот день комета достигнет опасно близкого расстояния к Солнцу — и если Европейскому космическому агентству так и не удастся услышать от нее что-либо, комета просто улетит. К тому же, по мере приближения к Солнцу, лед будет сублимировать в газ, это создаст струи и газовые потоки, а они выбьют «Филы».
Гертс подводит итог: «Если мы ничего не услышим к концу июля или началу августа, маловероятно, что мы услышим что-то еще раз. Либо Philae не переживет низкие температуры, выйдут из строя критические системы, либо «Филы» упадет из-за активности кометы». Но, все же, сохраняются довольно высокие шансы на пробуждение аппарата и на то, что он возобновит свою деятельность.