» » » ДНК древнего сибирского волка заставила опять пересмотреть историю прирученния собак

Опубликовано: 24-05-2015, 17:10

Уже на протяжении многих тысяч лет собаки живут рядом с людьми, их даже называют «друзьями» человека. Но до сих пор ученые не пришли к одному мнению, когда же людям удалось приручить этих животных.
Волк является ближайшим родственником собак. Долгие годы ученые полагали, что отделение собачьих и волчьих семей произошло 11-18 тысяч лет назад, но сейчас, согласно новому анализу останков вымершего вида волков, живших на полуострове Таймыр, это событие отодвинулось приблизительно до 27-40 тысяч лет назад.
Уточнить датировки событий удалось благодаря новым ископаемым, которые были найдены в 2010 году в России, благодаря экспедиции к северной части материковой Евразии. В ходе этой экспедиции, раскопки велись в основном у берега реки, ученые старались отыскать места с уже размывающейся вечной мерзлотой, они надеялись обнаружить там останки вымерших животных.
Применив метод радиоуглеродного датирования, ученые отнесли останки волка, найденные на полуострове Таймыр, до 35 тысяч лет. А согласно геномному анализу, специалисты предположили, что перед ними самый близкий предок и собак, и волков. Эта находка позволила ученым точнее определить процессы развития волков и собак.
Лав Дален, работающий в Шведском музее естествознания, говорит: «Собаки, возможно, были одомашнены гораздо раньше, чем принято считать: примерно 27-40 тысяч лет назад. Также считается, что в какой-то момент времени популяция волков разделилась на две группы, причем одна из этих популяций дала начало всем современным волкам. Это объяснение маловероятно, так как оно предусматривает, что первая популяция впоследствии должна была погибнуть в дикой природе. Вероятно, эта популяция волков оставалась относительно дикой, но в течение длительного времени обитала рядом с людьми». Такие выводы ученый смог сделать после исследований определенного костного фрагмента, вначале относимого к костям оленя, а позже выяснилось, что это фрагмент собаки.
Провести радиоуглеродное датирование ученых побудил факт распространенности волков на полуострове Таймыр, они хотели убедиться, что перед ними не современное животное. Результаты оказались более, чем хорошие – выяснилось, что находке порядка 35 тысяч лет.
Понтус Скогланд, работающий в Гарвардской медицинской школе и принимавший участие в исследованиях, комментирует анализ ДНК этой древней находки: «ДНК обеспечивает прямое доказательство того, что родословная сибирских хаски берет начало от волков, бродивших по землям Северной Сибири 35 тысяч лет тому назад. Этот волк обитал на Таймыре всего спустя несколько тысяч лет после того, как неандертальцы исчезли из Европы, а современные люди начали заселять Европу и Азию».
Дален подчеркивает, что это лишь предварительные данные, еще нужно провести масштабные геномные и морфологические исследования образцов, принадлежащих древним волкам и собакам, лишь после этого можно будет точнее говорить о датах одомашнивания волков человеком.
Тот же ученый добавляет: «Также до конца непонятно, по какому сценарию происходило одомашнивание. Существует версия, что волки начали селиться рядом с людскими поселениями, потому что они всегда могли найти там какую-то еду. Некоторые исследователи также полагают, что древние люди просто ловили волчат и держали их в качестве домашних животных, и постепенно это привело к их одомашниванию».
Все таки интересен путь собак, который они преодолели к людям и стали «Другом человека».

Категория: Новости / Животные | Просмотров: 2145