Астрономия — одна из древнейших наук, и изучение славных небес давно является свидетельством величия и власти Творца. Псалмопевец Давид провозглашал, что "небеса проповедуют славу Божию" (Пс. 18:2), а изучение звезд привело волхвов в Вифлеем искать новорожденного Спасителя. Отец современной астрономии Иоганн Кеплер показывал, что в поисках понимания движения планет он просто пытался "мыслить мыслями Бога вслед за Ним", а христианский астроном Уильям Гершель, как говорят, воскликнул, что "неверующий астроном — сумасшедший". Многие места в Библии, имеющие отношение к звездам, являют удивительно современный подход к звездному феномену.
Однако звезды каким-то образом привели некоторых к полному отступничеству. Кажется, астрологи возглавляют список оккультных наук, древних и современных, а языческое идолопоклонство всегда концентрировалось на поклонении властелину небес, часто в виде откровенной аморальности и насильственной жестокости. В современную эпоху философия натуралистического эволюционного гуманизма проникла в астрономию даже больше, чем в биологию. Астроном Карл Саган со своими выразительными (но вводящими в заблуждение) телевизионными сериями о космосе, вероятно, наиболее видный и влиятельный из наших современных астрономов-атеистов, но он просто выражает интересы многих других. Еще до Сагана Харлоу Шепли из Гарварда пытался заменить слова: "в начале — Бог" на слова: "в начале — водород" и многих расположил к себе популярной серией гарвардских книг по астрономии. А затем появился Фред Хойл с теорией стабильного состояния и Джордж Гамов с теорией большого взрыва, со своими многочисленными последователями — все они пытались объяснить Вселенную без Бога. Но это невозможно.
НЕИСЧИСЛИМОЕ ВОИНСТВО
Несомненно, изучение небес должно привести людей к признанию Создателя и Его чудесного творения. Как сказал пророк Исайя: "Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает" (Ис. 40:26). В таких стихах христианин имеет заверение Бога, что правильное изучение астрономии и космологии создаст веру, а не разрушит ее. Но к этому обязательно следует подходить с библейской точки зрения, а не руководствуясь стремлением примириться с ложными теориями астрономов-гуманистов.
"Умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря" (Быт. 22:17), — сказал Бог Аврааму 4 000 лет тому назад. Сравнение количества звезд с числом песчинок поначалу кажется весьма натянутым. В библейские времена до изобретения телескопа можно было созерцать около 4000 звезд. Библия говорит, что "неисчислимо небесное воинство" (Иер. 33:22), но сосчитать до четырех тысяч довольно легко.
Сейчас, однако, подсчитано, что в изведанных небесах имеется по меньшей мере 10 миллионов миллиардов миллиардов звезд. Их сосчитать так же невозможно, как сосчитать все песчинки. Фактически можно сказать, что цифра в 10 миллионов миллиардов миллиардов по меньшей мере равна количеству песчинок в мире (см. мой комментарий "Летопись бытия", "Бейкер бук хаус", 1976 год, с. 384). Замечательное библейское научное проникновение относительно количества звезд на небе намного опередило открытие современной астрономии.
В Библии также говорится, что "и звезда от звезды разнится в славе" (1 Кор. 15:41). Для невооруженного глаза это заявление может также показаться сомнительным. Даже с помощью гигантского телескопа каждая отдельная звезда кажется простой точкой света в небе. Однако астрономы обнаружили, что звезды лучше всего можно классифицировать, размещая их на стандартный график, известный как диаграмма Герцшпрунге-Рессела, сопоставляя температуру звезды с их яркостью. Когда это сделано, каждая звезда занимает свою собственную уникальную точку на диаграмме, отличную от всех других звезд.
Библия ясно учит, что все звезды небесные будут существовать в одной физической Вселенной навеки и веки (см. Пс. 148:3-6). На обновленной Земле все спасенные будут иметь славные тела, сообразно славному телу Христа (см. Фил. 3:20, 21). Мы более не будем ограничены гравитационными и электромагнитными силами, которые притягивают нас сейчас к Земле. У нас будет вечность для исследования бесконечного космоса. Спустя века мы сможем узнать кое-что о славе всех звезд.