Восемнадцатью годами раньше золотоискатель Хайрэм Уитт привез в родной город Спринг-филд кусок золотоносного кварца "размером с мужской кулак". При случайном падении этот кусок раскололся, и внутри его оказался чуть тронутый ржавчиной... гвозд.
В XVI веке испанский вице-король Перу дон Франсиско де Толедо держал в своем кабинете стальной гвоздь длиной 18 см, плотно зацементированный в куске горной породы. Гвоздь этот был изъят в перуанской горной выработке.
Разумеется, принимать все эти сообщения некритически весьма рискованно и наивно. Только тщательный и всесторонний анализ странных находок может гарантировать нас от ошибок.
В этом смысле показательна "история" "печати звездолетчиков", описанная советской прессой в 1965 году. Тогда за свидетельство палеоконтакта был принят отпечаток головки болта, случайно попавшего в нефтяную скважину.
Не менее примечательна находка в 1968 году в донбасской угольной шахте "металлического стержня", оказавшегося естественным пиритовым образованием.
Но существование "разгаданных" НИО не избавляет нас от необходимости искать приемлемые объяснения в каждом конкретном случае, тем более что гвозди отнюдь не единственные представители этого семейства, хотя, увы, и наиболее пока многочисленные.
Экспедиция группы "Космопоиск" под руководством В.А. Черноброва подобрала в поле невзрачный земной камень. На поверхность этого камня из его толщи выступал предмет сантиметровой длины. Одни сочли его похожим на "болт с гайкой" другие - на "катушку".
Камень последовательно побывал в палеонтологическом, зоологическом, физико-техническом, авиационно-технологическом институтах, в Палеонтологическом и Биологическом музеях, в лабораториях и КБ, в МАИ, МГУ, а также еще у нескольких десятков специалистов самых различных областей знаний.
Скрупулезный химический анализ показал: за прошедшее время атомы железа диффундировали, то есть перешли внутрь камня на глубину полтора сантиметра, а на их место встали пришедшие из камня атомы кремния.
В результате этого образовался овальный железистый "кокон", и сейчас прекрасно различимый. Для палеонтологов и геологов-литологов это явление самое обычное: они знают, что все, находящееся внутри камня миллионы лет, рано или поздно становится каменным.
Следы того, что первоначально предмет был металлическим, бесспорны. Заметна даже ржавчина!
Но есть и еще более впечатляющее доказательство древности феномена: рентгеновские снимки четко показали - внутри камня есть и другие, сейчас скрытые для взгляда, "болтики". Да и видимый в настоящее время образец также когда-то был внутри, пока камень относительно недавно в геологическом масштабе времени не раскололся.
Причем похоже, что сам этот "болт" и стал той точкой напряжения, с которой и начался разлом.
Палеонтологи сняли все вопросы, касающиеся возраста камня: действительно древний, ему 300-320 млн. лет.
Установлено, что "болтик" попал в породу до ее отвердения и, следовательно, возраст его никак не меньше, если не больше, чем возраст камня.
Попасть в камень позже (например, в результате взрыва, в том числе и ядерного) "болтик" не мог, ибо структура камня им не нарушена. Во всех технических институтах не оказалось ни одного специалиста, сомневающегося в том, что перед ним искусственное изделие, каким-то образом попавшее внутрь камня.
Впрочем, сначала, когда речь заходила о попадании такого изделия в породу 300-миллионнолетней давности, сомнения были у всех. Но быстро улетучились после микроскопных и рентгеновских исследований.
Тем более что, помимо "болтика", и рядом с ним сами же скептики обнаружили еще несколько техногенных образований, в том числе два странных микроскопических шара с квадратными отверстиями...
Вторая группа скептиков утверждала, что "болтик" не что иное, как древнее ископаемое животное. Некоторые даже называли самый похожий аналог - криноидею - морскую лилию.
Но... специалист по этим самым криноидеям после осмотра сказал, что никогда не видел таких больших и именно такой формы криноидей.
Калифорния (США),1961 год. Трое друзей - Майк Мейкселл, Уоллес Лейн и Вирджиния Мекси часто совершали походы в район горы Косо, чтобы поискать красивые поделочные камни, которые они потом продавали в своей лавочке сувениров.
Особый интерес у друзей вызывали жеоды - минеральные образования шаровидной формы, во внутренних пустотах которых попадались редкие по красоте сростки кристаллов горного хрусталя или аметиста. Подобные жеоды ищут любители камня и в подмосковном Русавкине, где иногда попадаются неплохие щетки кристаллов аметиста.
Обычно профессиональные охотники за минералами не разбивают жеоды на месте находки (можно сильно повредить находящиеся внутри кристаллы), а вскрывают их с помощью алмазной пилы.
Так вот Майк около озера Оуенс рядом с горой Косо нашел жеоду, покрытую корой из окаменевших черепашек, и друзья прихватили ее с собой, чтобы распилить дома.
Когда Мейкселл начал распиливать свою находку, стало ясно, что на этот раз о кристаллах придется забыть - внутри жеоды не оказалось пустоты. Вместо этого там было какое-то странное вещество, чем-то похожее на керамику. В центре этой керамической массы был виден срез металлического прутка диаметром 2 мм из белого металла.
"В разрезе жеода имела следующий вид: под шаром черепашек находилась небольшая призма с правильным шестиугольным основанием диаметром 32 мм из мягкого и хрупкого материала, в ней - медная спираль, которая, скорее всего, проходила по всей длине призмы и была частично разъедена, спираль, в свою очередь, охватывала чрезвычайно твердый керамический стержень диаметром 18 мм, через который проходил металлический пруток диаметром 2 мм", - такое описание этой находки дают в книге "Загадки древности" Г.Е.Бурганский и Р.С.Фурдуй.
Конечно, уникальную находку просветили рентгеном и выяснили, что по своему устройству она больше всего напоминает... автомобильную свечу зажигания, хотя, как установили специалисты, ни один завод за всю историю человечества подобную свечу зажигания не выпускал.
Геологи же, в свою очередь, по окаменевшим черепашкам определили возраст этой уникальной находки - не менее 500 тысяч лет...