Но меньше ли от этого стало катастроф? Стало ли легче расследовать сами катастрофы?
Несмотря на самые изощренные методы исследователей и на накопленный опыт, не меньше остается загадок и тайн, на которые не нашли ответов, несмотря на все усилия. Тому есть очень много примеров.
Так, например, версия гибели самолета Як-40 в 1997 году в Азербайджане – поражение кислородных баллонов огнестрельным оружием. Удалось даже задержать солдата, который стрелял из автомата в это время и в этом месте.
Как было установлено официальным расследованием, в обоих баллонах самолета обнаружили круглые отверстия диаметром 8 мм. Ко всему прочему с помощью экспертизы было обнаружено омеднение в баллонах и на самих отверстиях, что подтверждает пулевое поражение в связи с тем, что пуля как раз имеет медную оболочку. Судебная экспертиза также подтвердила «пулевую» версию. На первый взгляд вывод очевиден – виновником катастрофы и гибели людей является солдат, который стрелял в неположенном месте и угодил в кислородные емкости самолета. Но при исследовании отверстия на электронном микроскопе выяснилось, что «пуля» не только входила, но и выходила через него, что уже само по себе маловероятно. К тому же не обнаружили и выходного отверстия, якобы по той причине, что при падении бак был разрушен с той стороны, где должно быть выходное отверстие. Саму пулю также не нашли.
FREE ROAMING FOR INTERNATIONAL CALLS!
Check out the best international Sim Cards and save up to 80% on your phone calls, go to roaming free sims and travelsim!
Эту тайну до сих пор не разгадали, но одно можно сказать суверенностью – солдат не виноват. И это далеко не единственный случай.
Так, в том же 1997 году, американский «Боинг-747» должен был лететь из Одессы в греческие Солоники, но у него обнаружили неисправность. Поэтому был вызван Як-42 из Львова. Именно он и отправился ночью по маршруту, ставшему для него и пассажиров последним. Его вел опытнейший летчик Стародубцев, к тому же на борту был очень опытный пилот-инструктор.
До Салоников долетели благополучно. Установлено, что самолет на высоте 250 метров пересек посадочную полосу. И тут произошло что-то совершенно непонятное — самолет внезапно начал удаляться от аэропорта. Экипажу дали указание выходить правым разворотом на радиомаяк аэропорта, набрав высоту до 1800 метров. Экипаж на запросы с земли отвечал, что самолет выполняет маневр и находится там, где ему указывали диспетчеры, чтобы сделать заход на второй круг. Однако в действительности это было абсолютно не так – на самом деле он летел прочь от аэродрома, навстречу своей гибели. Трагедия произошла на расстоянии 70 километров над горами. Погибли все члены экипажа и пассажиры. В расследовании этой авиакатастрофы приняли участие не только россияне, но и специалисты Греции и Украины. «Черные ящики» были расшифрованы и в России, и в Германии. Но, несмотря на это, до сих пор не удалось дать ясного ответа на вопрос о том, почему самолет совершил этот маневр.
До сих пор также не разгадана тайна иркутской трагедии. Военно-транспортный самолет Ан-124 шестого декабря 1997 года при выполнении взлета упал на жилой квартал. В течение нескольких секунд после отрыва самолета от полосы произошло выключение третьего и первого двигателей, после чего отказал и второй двигатель. Экипаж предпринял попытку удержать самолет на одном оставшемся двигателе, однако она не увенчалась успехом. Катастрофа унесла жизни 72 человек – пятнадцати членов экипажа, восьми пассажиров и десятков людей из двух разрушенных домов. В этой ужасной трагедии есть неразгаданные тайны, сложные и противоречивые загадки. Попытки выяснить причину отказа двигателей не имели успеха. Оба бортовых самописца были сильно повреждены. Причины их выключения, как экспериментальным путем, так и при помощи средств объективного контроля, окончательно установить не удалось.
Почему двигатели отказывают? Причиной отказа техники самолетов очень часто называют необъяснимые науке феномены, аномальные явления. Странные природные явления нередко провоцируют авиакатастрофы, а иногда самолеты даже бесследно исчезают. Нельзя сказать однозначно – есть доля правды в таких предположениях или же это все неправда. Конечно, большинство аварий происходит как раз из-за недоработок конструкции, ненадежной системы безопасности и других нюансов, которые сначала кажутся не столь важными, но в итоге стоят жизни сотням людей.
Однако нельзя исключить и некий мистицизм, и сверхъестественный фактор, на котором многие продолжают настаивать. Мы пока не может доказать или опровергнуть причастность тех или иных сверхъестественных сил к гибели летательных аппаратов. Если такие причины, как погодные условия, военные действия, ошибки пилотов или диспетчеров вполне понятны и объяснимы, то неожиданный выход из строя бортового компьютера является, пожалуй, самым страшным. По утверждениям скептиков всем явлениям можно найти научное обоснование. Только, по-видимому, ученые еще не в силах это сделать.