После перерыва испытуемые должны были продолжить работу над старым заданием, и плюс к тому они получали новое, незнакомое. Оказалось, что те, кто провёл перерыв в посторонней умственной активности, но при этом не слишком напрягаясь, выполняли творческую работу на 42% эффективнее и быстрее остальных. Правда, был один нюанс: эффективность повышалась только при работе над уже знакомым заданием. Если отдохнувшим студентам предлагали нечто новое, то никакого отличия в скорости и креативности не было.
То есть мозг должен быть знаком с проблемой, чтобы отдых оказал положительное влияние.
Ну и, разумеется, главный результат здесь в том, что подчёркивается разница между разными вариантами умственного отдыха, которые могли бы подтолкнуть к внезапному озарению. Из исторических анекдотов опять же известно, что учёных «озаряло» тогда, когда они отвлекались на что-то постороннее. Очевидно, праздное времяпрепровождение тут не в помощь, как и погружение с головой в новую проблему. Лучше всего держаться середины: думать о чём-то постороннем, но не тратя на это больших усилий. И, если после этого вы вернётесь к основной проблеме, то вам с большей долей вероятности удастся её решить.
Авторы утверждают, что их исследование заставит пересмотреть взгляды на феномен рассеивания внимания: по их мнению, это может быть важным эволюционным приобретением человеческого мозга, позволяющим ему решать сложные когнитивные задачи. Результаты работы будут опубликованы в журнале Psychological Science.