В уральской тайге уже четвертую неделю ищут Ан-2 с пилотом и 12 пассажирами на борту. Возможно, пропавший самолет залетел в район, который пользуется недоброй славой у местных жителей.
«Кукурузник» продолжают разыскивать на земле, под водой и с неба. Как утверждают воздушные разведчики, они облетели уже «все места, скрытые ущелья и норы». Но ничего не обнаружили. С начала операции обследовали солидную территорию.
Не дают эффекта и космические снимки местности, которые в штаб ежедневно приходят из Центра кризисных ситуаций МЧС в Москве. Корреспондентам «КП» продемонстрировали фото, сделанные со спутника. Еле заметная точка в лесу отмечена как «место возможного падения самолета Ан-2».
- Мы немедленно отправляли туда группы, - рассказал руководитель областного МЧС Андрей Заленский. - Но оказалось, что это всего лишь трансформаторные будки...
От безысходности слушают даже экстрасенсов. На днях очередная ясновидящая назвала две точки, где якобы может находиться самолет. По ее версии, все люди из «кукурузника» живы, но просто заблудились. Туда тут же направили вертолет, к ним пытались пробиться наземные группы. В жуткую жару (на Урале сейчас днем плюс 35) поисковики пробирались через непроходимую тайгу, разлитую речку и болота. Увы, не нашли ни самолета, ни заблудившихся пассажиров. Вторая точка оказалась совсем близко от аэродрома, ее проверили быстро. И еще раз убедились, что не все экстрасенсы одинаково ясновидящи.
- Ничего таинственного в этой истории нет! - говорят участники поисковой операции. - Ан-2 - это небольшой объект. При крушении он легко может быть скрыт водой, рельефом или даже растительностью. Местность здесь самая неподходящая для поисков - малонаселенная, лесистая, болотистая со сложным рельефом. С учетом того что направление полета и его конечная цель неизвестны, предполагаемый район поисков чрезвычайно велик. Такие поиски - это сложнее, чем искать иголку в стоге сена.
И тем не менее проверяют даже самые фантастические предположения. Уже несколько раз вертолеты воздушной разведки облетали район печально известного перевала Дятлова, унесшего жизни 9 студентов. Чисто теоретически они могли туда полететь.
- Ан-2 заправляли 31 мая, и у него были полные баки! - сообщил Евгений Макаренко, руководитель Нижнетагильского следственного отдела на транспорте. - После этого Хатип Кашапов (пилот пропавшего самолета. - Прим. ред.) летал всего один раз - 10 июня. И на том топливе, что осталось, улетел 11 июня. В баках осталось много топлива, ибо полет 10-го числа не был длительным…
Как предполагают спасатели и психологи, группа пассажиров самолета - сплошь местные - вряд ли соблазнилась бы коротеньким полетом над тайгой. Чего они там не видели? А вот слетать к зловещему перевалу Дятлова - это уже приключение. Что же их так туда потянуло?
В 1961 году здесь разбился Як-12
Само название места весьма зловеще. «Чахль» в переводе с языка местного народа манси означает «вершина», «холат» согласно справочнику «Мансийские оронимы Урала» - «мумифицированный, покрытый мхом труп, обнаруженный по прошествии длительного периода». Причем название это встречается еще на географических картах XIX века. Сейчас охотничьи и кочевые пути манси обходят ее стороной, гора абсолютно безжизненна - ни растительности, ни зверья. Появляются в этих местах лишь туристы. Через Холат-Чахль, например, в 1959 году был проложен маршрут печально известной группы лыжников из турклуба Уральского политехнического института с Игорем Дятловым во главе. В назначенный срок туристы не вернулись. 25 февраля cпасатели на склоне Холат-Чахль вышли на засыпанную снегом, разрезанную в нескольких местах палатку. Людей в ней не было. По записям в дневниках дятловцев удалось установить: они остановились тут вечером 1 февраля. Трупы туристов обнаружили позднее, чуть в стороне. Люди были полураздеты, без обуви, у многих были травмы, объяснить происхождение которых эксперты-криминалисты не смогли.
Еще одна смерть
В поисковых работах участвовал пилот 123-го авиаотряда малой авиации Геннадий Патрушев. Он командовал 1-м звеном, которое базировалось в Ивделе - этот аэродром был ближайшим к району ЧП. Летчики занимались тушением лесных пожаров, опылением тайги, доставляли людей и грузы в отдаленные поселки. И звено Патрушева первым получило приказ отправляться на поиски пропавших дятловцев. С воздуха они обнаружили нечто похожее на палатку и сообщили в штаб поисков о находке. Трупы вывозили военными вертолетами и пилотов 123-го авиаотряда к поискам больше не привлекали. Известно, что Геннадий Патрушев на месте трагедии лично не был, но часто пролетал над ним. По официальной версии, в мае 1961 года его самолет зацепился за верхушки деревьев и упал в 30 километрах от места первой трагедии. Весь экипаж погиб. Их хоронили в Свердловске в закрытых гробах.
По словам вдовы летчика Валерии Гаматиной, Патрушев собирал легенды местных манси. Некоторые из рассказов были связаны с горой Холат-Чахль - якобы в небе над ней охотники часто видели странные светящиеся шары. В январе 1959 года в гостинице поселка Вижай во время служебной командировки летчик познакомился с ребятами из группы Дятлова - те готовились к выходу на маршрут. Женщина утверждает, что муж отговаривал дятловцев от похода, объясняя, что Холат-Чахль - нехорошее место. Но безрезультатно.
Что светилось в небе
Истории про «светящиеся шары» никто не придал бы значения, если бы не странная радиограмма, которую 31 марта с места гибели группы Дятлова спасатели послали в штаб поисков.
«...в 4.00 в юго-восточном направлении дежурный Мещеряков заметил большое огненное кольцо, которое в течение 20 минут двигалось на нас... Перед тем как скрыться за горизонтом, из центра кольца появилась звезда, которая постепенно увеличивалась до размера луны, стала падать вниз... Просим объяснить это явление и его безопасность, т. к. в наших условиях это производит тревожное впечатление».
Последний снимок, сделанный одним из туристов группы Дятлова. Эксперты не дали по нему официального заключения.
К чести следователей, они заинтересовались происшествием. Оказалось, что в этом районе огненные шары видели и раньше. Например, 17 февраля и в ночь гибели дятловской группы - 2-го.
Секретное оружие или НЛО?
Следователи тогда так и не разобрались, что же за загадочное «это» летало над горами. Тут-то и появилась гипотеза, что причиной гибели дятловцев и стали загадочные «шары». Причем если одни их толковали как испытание секретного оружия, другие грешили на происки инопланетян.
Впрочем, впоследствии кое-что прояснилось. А может, еще больше запуталось... И 17 февраля, и 31 марта с Байконура производились пуски боевых ракет Р-7О. Они поднимались на высоту до 1000 километров и в ясную ночь вполне могли быть заметны с территории Северного Урала. Но в ночь на 2 февраля, когда погибли дятловцы, никаких запусков на Байконуре не было.
В результате уголовное дело было закрыто с формулировкой: «Причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую они были не в состоянии». Но спекуляции на эту тему продолжаются до сих пор. Любители конспирологических теорий любят ссылаться на знаменитый последний 33-й кадр из фотоаппарата одного из членов группы Дятлова - Юрия Кривонищенко. Аппарат найден у палатки. Эксперты проявили пленку, но происхождение этого кадра объяснить так и не смогли. То ли брак, то ли реальное изображение того самого загадочного «огненного шара». Утверждается, что этот снимок был сделан в ту роковую ночь.