Вообще говоря, Пушкинские горы - это Поселок Городского типа. На первый взгляд - ничего особенного. Но. Все в этом поселке и вокруг него пропитано духом пушкинской эпохи. С какой стороны не подойди. Я прожила там неделю - и не советую никому оставаться там меньше. Что же у нас тут есть?
МИХАЙЛОВСКОЕ
Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.
12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу «арапу Петра Великого».
После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.
В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям - Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта.
PS. Странные птицы: прилетают на одно дерево, сидят там три минуты, срываются, летят на другое. Есть несколько интересных мест: торфяное озеро, купальная площадка, Савкина горка (крест поставил монах Савва в 5.. с хвостом году, после того как поляки поубивали всех). Дело в пятьтысячхвостатом годе. )))
МУЗЕЙ - УСАДЬБА «ТРИГОРСКОЕ»
Тригорское - «приют сияньем муз одетый» - дом друзей А.С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа "Евгений Онегин".
Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому.
Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк. С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится его дочь - Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом. С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек.
В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица.
Со временем отдельные уголки парка и некоторые деревья приобретают «статус» собственных имен: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина», «береза-седло» и т д. Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья воспринимаются, как воспетые поэтом. Они несут знак памяти о нем. С 1859 года наследником имения стал А. Н. Вульф. При нем активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти А. Н. Вульфа в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек. После Вульфа, с 1884 года усадьба была сдана в аренду М.И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских меморий.
В 1918 году тригорская усадьба была сожжена и разграблена.
Огромным культурным значением стало восстановление дома-музея тригорских друзей поэта Осиповых-Вульф в 1962 году. Перед этим была проведена большая исследовательская работа. В 1978 году была восстановлена тригорская банька, в которой летом 1826 года А.С. Пушкин проводил время, общаясь с Н.М. Языковым и А.Н. Вульфом. В 1996 -1998 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции усадебных построек и парка Тригорского.
Дом-музей Осиповых-Вульф
Экскурсия по дому-музею начинается в буфетной, где рассказывается об истории дома друзей поэта. Этот дом - здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов. Здесь представлены картина художника В.Мешкова 1916 года "Дом Лариных" в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А.П. Керн Ю.М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX - начала XX веков.
В следующей затем столовой рассказывается о быте Тригорского, обитателях дома, их воспоминаниях об А.С. Пушкине. Представлены мемориальные вещи из Тригорского:медный самовар, две вазочки (итальянский фарфор с росписью), посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово.
Экспонируются копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, автопортреты и рисунки А.С. Пушкина, силуэты Анны и Евпраксии Вульф (неизвестный художник, копия); портрет А.И. Вульф (акварель неизвестного художника, копия); портрет Алексея Вульфа (акварель А.И. Григорьева, 1828 г., копия); копии писем А.С. Пушкина к П.А. Осиповой-Вульф.
В кабинете Алексея Николаевича Вульфа говорится об отношениях А.С. Пушкина и А.Н. Вульфа. Здесь представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте "Назначение человека" с владельческой надписью: Вульф Берлин, 1800; шахматный столик (ампир, Россия, первая четверть 19 века).
Экспонируются портрет А.Н. Вульфа (художник Н. Шаде, акварель, между 1829 и 1833 г.г., копия); портрет А.Н. Вульфа (художник А.А. Багаев, 1841 г., копия); портрет Ф. Шиллера (гравюра Хопвуда, копия); портрет Байрона (художник Сандерс, гравюра Эдварда Финден, копия); портрет А.С. Пушкина (с гравюры Н.И. Уткина, вторая половина 19 века); портрет Н.М. Языкова (литография Мюнстера, 1860-е гг., по рис. А. Хрипкова, 1829).
В следующей затем комнате Евпраксии Николаевны Вульф рассказывается взаимоотношениях Пушкина и Е.Н. Вульф, когда она была для Пушкина "полувоздушной девой", очень милой, непосредственной и шаловливой - "предмет стихов моих невинных, любви приманчивый фиал ..." Здесь представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е.Н. Вульф(неизвестный художник); подарки Пушкина - чернильница, шкатулка, ковшичек для жженки; часы из Тригорского.
В гостиной, где обитатели Тригорского музицировали, где А.С. Пушкин читал свои стихи, представлены мемории: каминные часы из Тригорского, картины из Тригорской коллекции - "Сельский пейзаж с белой лошадью" (неизв. худ. 18 в., фран. подражание гол. живописи, холст, масло); "Кормление лошадей" (грав. Дж. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.); "Кормление свиней" (грав. Смита с ориг. Морланда, кон. 18 - нач. 19 вв.).
В комнате Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф ведется рассказ о дружбе, связывающей ее с поэтом. Пушкин сам писал о Прасковье Александровне как о единственной соседке, которую он посещает, доверял ей свои тайны, почитался своим человеком в доме, оставив у хозяйки воспоминания о самом счастливом времени ее жизни.
Здесь представлены портрет П.А. Осиповой (?) (рис. П.А. Вревского, копия); вещи П.А. Осиповой - кресло (из Тригорского), секретер (из Малинников), рабочий столик (из Тригорского), бювар с рисунком на крышке (дер., кожа, сафьян); чернильный прибор из Тригорского (бронза золоченая). Экспонируются портрет А.С. Пушкина (грав. Е.И. Гейтмана. 1822 г.); портрет А.С. Пушкина (рисунок Ж. Вивьена, 1826 г., копия); копии рисунков могилы Пушкина и двух сосен, сделанных П.А. Осиповой-Вульф; посмертная маска Пушкина (копия со слепка 1837 года, присланного П.А.Осиповой А.И. Тургеневым); портрет А.И. Тургенева (литогр. Энгельмана 30-е годы 19 в. по рис. Виньерона, копия); месяцеслов П.А.Осиповой на 1837 год (с записью о смерти Пушкина).
Библиотека Тригорского занимает две комнаты. Первая - "пушкинская комната" - показывается из следующей за ней комнаты, которая на плане Ю.М. Шокальского означена как собственно библиотека.
Посетитель знакомится с теми книгами, которыми пользовался поэт, занимаясь в библиотеке Тригорского. Здесь экспонируются мемориальные вещи: часы "со знаменами" А.М. Вындомского(бронза, 18 век); шкатулка "комодик"; подсвечник в виде мраморной колонны. Представлены бюст Платона (бронза, дер.); бюст Вергилия (бронза, мрамор); бюст Мольера (бронза); портрет Н.И. Новикова (лит. Шелковникова); портрет Е.А. Боратынского (гравюра Е. Скотникова по рис. К. Брюлова, 1835).
В "голубовской комнате" (бывшей девичьей) ведется рассказ об усадьбе Голубово, за владельца которой, барона Бориса Александровича Вревского, вышла замуж Е.Н. Вульф. А.С. Пушкин навещал Голубово и был дружен с его обитателями. В усадьбе Вревских бережно сохранялась и передавалась из поколения в поколение традиция памяти о Пушкине в виде реликвий и домашних преданий. Переданные в музей Тригорского потомками Евпраксии Николаевны Вревской мемории составляют основу музейной экспозиции. Здесь представлены вид дома Вревских 1887 г. (неизв. худ.); кувшин, ложка и чашка с портретом Е.Н. Вревской из Голубово; подсвечники парные из Голубово; геометрический план Голубово; фотографии обитателей и интерьеров Голубово, сделанные Ю.М.Шокальским, внуком А.П.Керн, внучатым племянником С.Б.Вревской, историографом Тригорского.
PS. Если хоть один человек напишет, что ему интересно - я продолжу историю. :)