Еще недавно, каких-нибудь 40 лет назад, ответом на вопрос, вынесенный в заголовок, было твердое «да». Считалось, что главную роль в возникновении речи сыграли социальные факторы, и в частности — труд. Биологические факторы практически полностью исключались. В связи с этим любые, даже самые робкие идеи о наличии каких-то зачатков речи у животных казались абсолютно нелепыми и антинаучными. Способность говорить признавали исключительно за человеком.
Первые обоснованные сомнения в справедливости этого взгляда были высказаны только в конце 1960-х гг. Американские исследователи Алан и Беатрис Гарднеры попытались обучить 10-месячную самку шимпанзе элементам амслена — упрощенного языка глухонемых. За три года обезьяна освоила 130 знаков, научилась складывать из них короткие фразы и вступала с людьми в полноценные двухсторонние отношения: комментировала чужие и собственные действия, отвечала на вопросы, сама их задавала, поправляла себя при ошибках, шутила, ругалась. Она четко различала знаки «я», «ты», «мой», «твой» и правильно расставляла их в зависимости от смысла фразы. Например, обращаясь к человеку с какой-либо просьбой, она в 90 % случаев ставила знак «ты» перед знаком «мне» («ты дать мне»), а предлагая предмет, — наоборот («я дать тебе»).
Поначалу отношение к этим фактам было крайне скептическим. Однако по мере выполнения аналогичных исследований стало ясно, что выводы Гарднеров — не мистификация. Более того, способность осваивать а мелен была экспериментально доказана и для горилл.
Кратко суммируем наиболее важные результаты. В многочисленных работах показано, что гориллы и шимпанзе (если не все, то хотя бы некоторые из них) способны:
- осваивать элементы жестового языка, включая имена людей, названия предметов, глаголы, характеристики размера, цвета и вкуса, местоимения («я», «ты», «мой», «твой», «этот», «тот»), оценки («хорошо», «плохо», «неправильно», «жаль»), указания места («вверх», «вниз», «отсюда», «внутрь»), обозначения эмоциональных состояний («смешно», «страшно», «больно»), числительные в пределах 10, сравнительные наречия («скорее», «еще»), отрицания («нет»), этикетные междометия («пожалуйста», «спасибо») общим объемом до 150 знаков;
использовать эти знаки в соответствии с правилами синтаксиса;
обобщать, применяя усвоенные знаки к незнакомым объектам этой же категории;
создавать новые осмысленные комбинации знаков;
употреблять некоторые знаки в переносном смысле (например, «грязный» в значении «плохой»);
общаться с помощью знаков с другими обезьянами;
комментировать собственные действия себе самому.
Обезьяны успешно осваивают и другие языки. Они могут общаться с человеком посредством компьютера, нажимая на клавиши с абстрактными графическими символами, каждый из которых соответствует определенному слову. Результаты примерно такие же, как и с амсленом. Наконец, некоторые человекообразные обезьяны, находящиеся с самого рождения среди людей, спонтанно, т.е. в отсутствие целенаправленных поощрений, начинают понимать устную человеческую речь.
Получив 600 неповторяющихся устных заданий в ходе специально разработанного многодневного тестирования, Канзи справился с 81 % из них. Между тем успехи двухлетней девочки Али (дочери одного из участвовавших в исследовании сотрудников) были заметно скромнее — 64%. Таким образом, по степени понимания устной речи обезьяна ничуть не уступала двухлетнему ребенку.
Даже у самых смышленых горилл и шимпанзе способность использовать знаки в процессе общения весьма далека от уровня взрослого человека. Поэтому некоторые ученые продолжают считать, что обезьяны только имитируют человеческую речь, заучивая те или иные комбинации действий. Ситуация осложняется тем, что в современной лингвистике существуют различные толкования понятия «речь», от очень широких («передача информации с помощью знаков») до очень узких, касаться которых мы не станем. Общение обезьян посредством компьютера или жестов под некоторые толкования подпадает, а под некоторые — нет.
Вопрос о том, какая формулировка наиболее адекватна, решать, безусловно, не нам, а профессиональным лингвистам. Тем не менее вполне очевидно, что некоторые способности, еще недавно приписываемые только человеку (например, способность использовать правила синтаксиса), в зачаточной форме присутствуют и у обезьян. В этом плане различия между человеком и обезьянами, по-видимому, носят не качественный, а количественный характер.
© Мария Кондрашова статья написана специально для
сайта ufoleaks.su